В Москве проходит биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Из более полусотни выставок мы выбрали пять лучших. По ним можно судить, чем живет новое поколение художников.

Glob(e)scape
Центр дизайна Artplay (Нижняя Сыромятническая ул., 5/7)

Тот самый случай, когда место полностью соответствует представленному там искусству. Корпус бывшего завода с обнаженными бетонными плитами – рай для французских граффитчиков и космополитической богемы. Здесь отлично смотрятся видео (обратите внимание на новую работу надежды московской арт-сцены Андрея Кузькина) и трехмерные инсталляции. Неформальность и неформатность – лучшее определение большинства произведений. Приготовьтесь к тому, что вам придется надевать защитные костюмы (иначе не попасть в комнату с инсталляцией о конце света), испытывать безумный вариант автомата для продажи напитков и закусок и совершать экскурсию к берлинскому Рейхстагу с дискотечными шарами. Отсюда, кстати, буквально два шага до «Винзавода» (см. пункт 4).

«Ложка Камасутры»
Музей современного искусства (ул. Петровка, 25)

Самая хулиганская и одновременно очень целомудренная выставка фестиваля. Устроил ее вечный тусовщик и человек-праздник Андрей Бартенев. Тема – эротика и секс. Однако силиконовые скульптуры и обнаженка на видео поданы без всякого надрыва и пошлости. Понятно, что с детьми «до 16» сюда идти не рекомендуется, но это вполне пригодно для семейного просмотра. Повеселитесь вдоволь – особенно перед работой «Желтые яйца и черные колготки делают меня счастливой». На вернисаже самое большое впечатление произвел манекенщик Данила Поляков, лежавший в виде ангела на горе попкорна. Кстати, о еде: по соседству в том же здании музея открылся артистический ресторан «Март», где теперь обедают-ужинают все творцы «бартеневского борделя».

«Свобода. Воля»
Музей современного искусства (Ермолаевский пер., 17)

На четырех этажах музея работают четыре разные выставки (хотя, если не читаешь аннотаций, кажется, что попал в одно большое арт-общежитие). Самый эффектный зал тот, где художники говорят о масс-медиа: скелет перед телевизором, огромные муравьи (интерпретируйте этот образ, как хотите), коконы из нарезанных журнальных статей и башни из пластиковых стаканчиков (инсталляция «Аноним»). Креатива масса. Здесь понимаешь, что современный художник – это давно уже не господин с мольбертом. Рекомендуем как источник вдохновения для освоения новой профессии – вдруг и у вас получится.



«Внимание! Пересечение границ!»
Арт-центр «Винзавод» (4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6)

Итальянский вклад в московское дело – молодые художники из Милана. И все невероятно красиво: вас встречает подвешенная на невидимых нитях шляпа (портрет человека-невидимки), а провожает сад вращающихся камней (как эти камни не падают – для нас до сих пор загадка). Даже росписи граффитчиков у итальянцев напоминают ренессансные фрески. Если спуститься на этаж ниже, можно сравнить итальянское великолепие с суровостью мексиканцев (выставка «Пересекая границы»). За таким искусством люди едут на Венецианскую биеннале.




«Герои нашего времени»
«Открытая галерея» (Трубниковский пер., 22)

Сказать честно, самое интересное во всей затее – это название. Десять художников предлагают портрет своего поколения. Они именуют себя «поколением Пу» (что бы это ни значило) и описывают симптомы социальных болезней сверстников. Выставка подготовлена питерцами – а город на Неве славится глубокомыслием. Поблизости, в доме № 13, работает еще одна очень достойная биеннальная выставка – свое «Время по Гринвичу» отмечают молодые британцы, выпускники Королевского колледжа искусств. Во всех смыслах продвинутый переулок.