В Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина привезли «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.».
В трех музейных залах на Волхонке разместилось уникальное собрание пост-византийских икон. В первую очередь, это работы из коллекции Эмилиоса Велимезиса (Музей Бенаки в Афинах; Общественный Фонд Александроса С. Онассиса) — афинский предприниматель собирал их в тяжелые для Греции 1930-е годы, а после его кончины в 1946 году собрание отошло к музею. Также выставлены иконы, прориси, эскизы и несколько современных работ из коллекций Христоса и Эмилиоса Ф. Маргаритисов и Александроса Гер. Макриса.
Москва — 21-я мировая столица, которую посетила эта выставка (она кочует от Кореи до Перу уже 15 лет). Но именно для нас формат и название серьезно поменяли: даже в петербургском Эрмитаже (2009 год) она называлась «Божественные лица» и насчитывала лишь около 40 произведений. Теперь ее переименовали в «Синаксис» («Собор» в почти позабытом христианском, а не архитектурном смысле этого слова), а икона «Собор архангелов» стала символом выставки, напоминая о том, что ради нее с богоугодной и благородной просветительской целью в этих залах собрались и греки, и русские. Специально для москвичей экспозицию дополнили тремя иконами из фондов ГМИИ, а Музей Андрея Рублева предоставил «Спас Нерукотворный» критского письма. Общее количество экспонатов увеличилось до 130.
Несмотря на то, что в собрание греческих коллекционеров, сформировавшееся в ХХ веке, вошли в основном иконы «массового производства», созданные для рядовых заказчиков и небольших церквей, это искусство оказывается очаровательным, достаточно высоким по качеству и весьма любопытным. «Критское письмо» — главная тема выставки, хотя представлено и несколько икон, созданных в других греческих школах.
На византийском Крите издавна существовали художественные мастерские, но только с падением Константинополя в 1453 году критская школа иконописи стала главной в этом регионе. Беженцы из сгоревшей столицы, в число которых входило немалое число мастеров Палеологовского Возрождения, нашли убежище на Крите, резко подняв художественный уровень островной школы. Одновременно с этим Венецианская республика, которая в то время находилась на пике своего могущества, захватила «осиротевшую» византийскую колонию и сохраняла свое владычество над нею аж до 1669 года.
Таким образом, критская школа, став самым значимым направлением греческой иконописи XV-XVII веков, вдобавок оказалась в парадоксальном, но очень продуктивном положении: сохраняя православные традиции и иконописные каноны, она стала частью обширного торгового маршрута католической Венеции.
Критские иконописцы, творившие на «перекрестке» культур, выработали свою манеру: они активно перерабатывали католические иконографические образцы (а ближе к барокко — и заимствовали живописный стиль), совмещали восточные и западные традиции, брали заказы от православных и католических покупателей. Греческие складни и иконы находили спрос далеко на севере Италии. Один и тот же иконописец мог писать, используя maniera greca и maniera latina — и нашим, и вашим. Неподготовленному зрителю может показаться, что два таких произведения вышли из под кисти совершенно различных мастеров: насколько в «прозападных» произведениях активно используется контрпост, энергичные жесты и порой даже светотень и перспектива, а «византийский» образец чист по колориту и правилен по канону.
Впрочем, говорить об повсеместной правильности канона не совсем справедливо: на выставке представлены как и классические примеры иконографии (их, вероятно, поставляли на Афон и в другие места, где к покупкам относились придирчиво), так и «мутанты», своей сюжетной странностью напоминающие униатские украинские иконы XVII-XVIII века, но намного превосходящие их по художественным качествам. Некий коллаж представляет собой, например, «Успение Богоматери со святыми Франциском и Домиником» из собрания ГМИИ. Икона была написана в конце XV века представителем школы Андреаса Ритзоса (одного из самых известных критских мастеров), и если центральная сцена Успения — родная и знакомая, то оба популярных католических святых будто сошли с досок сиенских художников Проторенессанса.
Вероятно, именно близостью к Западу с его ценностью человеческой личности, а также понятным желанием обеспечить саморекламой большее количество заказов, вызвана еще одна особенность школы: художники подписывались. На отдельном стенде кураторы выставки даже собрали факсимиле всех автографов иконописцев за четыре столетия. Накопилось немало: о таком отечественным искусствоведам, пытающимся разобраться среди безымянного, но отнюдь не безликого окружения «нашего» Феофана Грека, можно только мечтать.
Самым знаменитым мастером критской школы является Доминикос Теотокопулос, который эмигрировал в Испанию и по своей 5-й графе получил прозвище «Эль Греко», под которым и вошел в историю искусства. Его испанские произведения зрелого периода поражают экспрессивностью мускулатуры и вытянутыми пропорциями — откуда и пошла версия, о том, что у художника были проблемы со зрением. Впрочем, при взгляде на представленные на выставке иконы, например «Снятие с креста» Константиноса Контариниса, начинаешь подозревать, что именно так преображались под рукой, набитой на прорисях православных святых, анатомические находки барокко. Икона раннего периода Эль Греко есть и на этой выставке («Пьета», 1566), где она подается как один из главных шедевров экспозиции, но будем честны — в Испании он стал писать намного лучше, а данная полу-икона, полу-картина ценна скорее как «недостающее звено» в эволюции его творчества, чем как самостоятельное произведение. Иконы его менее известных собратьев, окружающие «Пьету», в чем-то оказываются необычнее и сильнее этой ранней юношеской работы.
Помимо критской на выставке представлены и другие греческие школы. История их сложения также тесно связана с трагической историей Греции: в XVII веке, когда затяжная венецианско-турецкая война все еще продолжалась, но было очевидно, что остров будет потерян для христиан, многие художники переселяются на Ионические острова (Корфу, Зант, Кефалония, Лефкас и проч.), где вырабатываются свои, более поздние иконописные школы, которые принято объединять под общим названием школы Ионических островов. Также представлена активная XVIII-XIX веках эпирская школа Северной Греции.
Каждый из трех залов экспозиции посвящен своей теме: святые угодники, Богородица и Иисус Христос. А вот хронологически иконы расположены произвольно, и произведения ХVIII века соседствуют с XV веком. Угадать эпоху не всегда легко: вспоминается курьез с известным мастером критской школы Ангелосом Акотантосом, которого искусствоведы считали старомодным художником XVII века, а после обнаружения одной доски с датой оказалось, что он — новатор 1-й половины XV века. Есть и несколько икон ХХ века, угадать юный возраст которых можно будет лишь при изучении этикетки — так строго их авторы следуют заданной предками планке качества.
Поиск знакомых, но преобразившихся мотивов, необычных иконографических изводов пробудит охотничий азарт у знатоков иконописи, ну а простой зритель оценит, насколько более яркими и красочными оказываются иконы, созданные под солнечным небом Средиземноморья, по сравнению с лирическими и тонкими по колориту иконами Руси.
Другие выставки иконописи в Москве:
- «Святое Воинство: образы небесных защитников в русском искусстве XII–начала XX века» (07.05 - 15.08). Ангелы с мечами и копьями из православных иконописных мастерских разных стран (Музей Рублева).
- «Благословенный труд. Жизнь и творчество монахии Иулиании (М.Н. Соколовой)» 01.07 - 30.09. Весьма качественные и душевные произведения иконописца ХХ века (Музей Рублева).
- «Заступница земли русской» (постоянная экспозиция). В интерьере церкви размещена выставка, посвященная Богоматери (Коломенское).
- «Церковь Трех Патриархов Константинопольских Александра, Павла и Иоанна Нового» (постоянная экспозиция). Выставка в одном из пределов собора Василия Блаженного.
Музеи иконописи в Москве:
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный Исторический музей
- Музей Рублева
- Дом Иконы на Спиридоновке
- Частный музей Русской иконы
- Храм Христа Спасителя
- Музеи московского Кремля