Идея этого фестиваля сначала была очень простая — показывать частные коллекции современного искусства. Глядишь, народ увлечется арт-собирательством. Но теперь все критерии размыты. В этот раз фестиваль плавно продолжает Год Франции — из Бретани в Москву везут муниципальную коллекцию с первыми именами конца ХХ века. Вполне себе музейное собрание, обязательный довесок любого европейского города (там, где ради престижа хранят не только древние черепки, но и новейшие инсталляции). Но мы не в обиде: вместо того чтобы сотый раз смотреть на Виноградовых–Дубосарских из коллекций бывших фарцовщиков, лучше оценить качественный французский выбор.
Кристиан Болтански. Инсталляция «Архив» памяти жертв холокоста
Москва уже подготовлена к такому зрелищу. До сих пор работает выставка Аннет Мессаже — сюрреалистки 1970-х, ставшей ныне гуру «женского» искусства. Для многих инсталляции госпожи Мессаже так и остались тайной за семью печатями — сама она их категорически не объясняет. Боюсь, что и произведения ее супруга, знаменитого Кристиана Болтански, тоже тяжелы для понимания. А он между тем — главная звезда выставки «Испытание реальности» на «Винзаводе». Болтански много лет создает мистические инсталляции о памяти и забвении: в его работах фигурируют фотографии жертв холокоста, провода и лампочки, старая одежда и просто строительный мусор. Вот и для Бретани закупили одну из таких композиций со снимками и лампочками.
Продолжат разговор о реальности на «Винзаводе» объекты минималиста Мирослава Балки. У него тоже свой груз памяти — о темных сторонах католичества и коммунистической Польши. Наконец, третья безусловная звезда выставки — американец Вито Акончи. В 1970-е годы Нью-Йорк потрясали его скандальные перформансы (с мастурбацией и прочими способами «вхождения в контакт» со зрителем), а нынче этот почтенный старец увлекся пространственным дизайном. Мы увидим его работу Adjustable Wall Bra — нечто одновременно похожее и на напольный фонарь, и на огромный женский бюстгальтер.
Вито Акончи. Adjustable Wall Bra
Вторая часть бретанской коллекции (всего везут 30 художников) расположится в Центре современного искусства на Зоологической. Ее показательно назвали «После живописи». Стоит ли говорить, что привычных холстов с маслом тут не будет. Зато будут черные полотна Пьера Сулажа, изобретателя спонтанного рисования и почти физиологической абстракции. Именитая немецкая художница Ребекка Хорн (она еще выступает и как кинорежиссер) представлена не своими известными скульптурными платьями, а «Маятником с индийским желтым пигментом» (почти буддийской инсталляцией). И так далее и тому подобное. Пытаться как-то связать два десятка вещей — занятие почти невыполнимое. Каждый автор здесь — вселенная. Поэтому просто смотрите, ловите ассоциации, воспринимайте знаки и маяки — вдруг что-то уловите.
Никола Флок. «Морская башня» в Центре современного искусства
В качестве более понятного отечественному зрителю дополнения (и как оправдание всего смотра) — показ коллекции Германа Титова, владельца одноименного издательства. Здесь уже привычные нашему взору концептуалисты: Кабаков, Захаров, Монастырский, Елагина и Макаревич. К этим именам вряд ли что добавишь. Разве что безумную выдержку из аннотации: «Правильно расставив созерцательные акценты, мы осознаем, что пространство и время — истинные герои и персонажи художественного события». Наслаждайтесь.