В дни юбилейных торжеств в честь 300-летия Санкт-Петербурга въезд в город на Неве будет ограничен. Однако и москвичам перепадет немного праздника – в столице открылась выставка «Я Петербург люблю… Русский музей в Москве».
1896 году умерла последняя владелица Михайловского дворца Великая княгиня Екатерина Михайловна, после чего одно из самых прекрасных зданий Питера перешло в казну. Осиротевшему дворцу быстро нашли новое применение: 7 марта 1898 года в нем открылся Императорский музей русского искусства Александра III. Дату эту следует запомнить всем культурным гражданам, потому что до того дня в России не было абсолютно никаких национальных музеев. Зал русского искусства в Эрмитаже, под завязку забитом работами иностранных мастеров, не давал никакого представления о развитии отечественной живописи и ваяния. Восторгам образованной публики не было предела. В первый год после открытия новый музей посетили 100 000 человек. Частные лица дарили музею произведения из собственных коллекций. Музей моментально поставили в один ряд с самыми знаменитыми собраниями Европы. «Надо думать, что учреждение это будет иметь для России такое же высококультурное значение, какое для Франции и Англии имеют Национальный музей в Париже и Британский в Лондоне», – писал известный историк Константин Адамович Военский.
Изначально в музее предусматривалось наличие трех отделов: первый посвящался памяти Александра III, второй – «Этнографический», третий – «Художественно-промышленный», в который входили картины и статуи лучших русских художников. Со временем по-следний отдел разросся настолько, что вытеснил из Михайловского дворца все остальные. 150 картин, которые сейчас выставлены на Волхонке, являются иллюстрациями к этой краткой истории Русского музея. В экспозиции отдельные произведения классиков: Федора Бруни, Карла Брюллова, Константина Маковского, Михаила Врубеля, Валентина Серова, а также гордость Русского музея – крупнейшее в мире собрание русского авангарда.