В Кремле открывается выставка «Искусство Рене Лалика», посвященная блестящему французскому художнику и ювелиру – одному из наиболее ярких представителей стиля ар нуво.

Музеи Кремля продолжают знакомить российскую публику с наследием великих ювелиров XX века. В 2007-м была показана выставка Картье, попавшая в топ-лист лучших экспозиций по рейтингу The Art Newspaper. Теперь настал черед Рене Лалика. Имя этого мастера известно во всем мире, его работы продаются на аукционах за баснословные деньги, выставки пользуются колоссальным успехом, во Франции создается его персональный музей. В то же время отечественному зрителю творчество Лалика практически неизвестно. А в государственных музеях России, за исключением Эрмитажа, его работы попросту отсутствуют. Тем не менее сегодня без фигуры Рене Лалика представить эпоху модерна (ар нуво) невозможно.

Украсить Сару Бернар
Он родился в 1860 году в небольшом городке с блоковским названием Аи, что в провинции Шампань. Но уже в двухлетнем возрасте стал парижанином: в надежде на большие заработки отец-коммивояжер перевез семью в пригород столицы. Мальчик с детства любил рисовать, и в 12 лет поступил в школу декоративного искусства. Потом была мастерская модного ювелира Луи Окока. Затем — лондонский колледж искусств, откуда Лалик вернулся окрыленным и полным творческих идей: мир стоял на пороге «нового искусства». Молодого ювелира быстро заметили и стали приглашать крупные парижские мастерские, в том числе дома Картье и Бушерон. В 24 года пришел первый большой успех — участие в выставке-салоне в Лувре. Вскоре Рене открывает собственную фирму на Вандомской площади. Пройдет еще немного времени, и среди его заказчиков появятся сановные особы, включая российскую императрицу Александру Федоровну. А для великой Сары Бернар, которая станет музой и поклонницей мастера на долгие годы, он будет не только создавать украшения, но и придумывать костюмы для спектаклей и даже прически.

Женщины-стрекозы
Чем же так покоряли предметы, созданные Лаликом? Конечно же, в них ярко проявились черты стиля ар нуво: плавные, причудливо изогнутые линии, «перетекающие» формы, растительные орнаменты, японские мотивы. Среди любимых образов Лалика — женские силуэты и романтические профили с разми. А кроме того змеи, ящерицы, осы, жуки-скарабеи, кузнечики, щуки, павлины и ласточки, ели и лианы, лилии и орхидеи… Весь этот экзотический мир с эскизов перемещался на подвески и броши. Причем наравне с золотом и бриллиантами Лалик активно использовал непривычные для того времени материалы: стекло, перламутр и даже панцирь черепахи. Много экспериментировал с эмалями, стремясь добиться нужных цветовых эффектов. До него с такой страстью истинного живописца в ювелирном деле не работал никто.

Современников восхищали изысканность вкуса и необычность образов, которые придумывал Лалик. Париж сходил с ума от его экстравагантных украшений в виде женщин-стрекоз: на Всемирной выставке в 1900 году они произвели фурор. Автор же был удостоен высшей награды страны — ордена Почетного легиона. С этого момента никто не мог считать себя настоящим ценителем искусства, если не обладал хотя бы одной вещицей, сделанной Рене.

Секретное стекло
К 1912 году художник постепенно расстается с драгметаллами. Его увлекает стекло: оно могло принимать любую форму, и, кроме того, было относительно недорогим (когда Европу захлестнула Первая мировая, это обстоятельство стало очень актуальным). Ювелирные украшения уступают место предметам интерьера — Лалик создает вазы, люстры, часы, подсвечники и даже маскоты — талисманы, устанавливавшиеся на радиаторах автомобилей. В его руках стекло становилось послушным. Танцующие вакханки, извивающиеся змеи, вздымающиеся, как вихрь, волны, летящие ласточки — не было ничего, что Лалик не мог бы изобразить в полюбившемся материале. В поисках нужного результата он изобретал новые технологии. Один из его рецептов до сих пор хранится домом Lalique в строжайшем секрете.

Пробка в виде розы
Фирменная «метка» Лалика, благодаря которой он стал известен на весь мир, — это флаконы для духов. Именно Рене пришла в голову идея создания отдельного флакона для каждого аромата, которую поддержали знаменитые парфюмерные дома Парижа, и прежде всего мэтр Франсуа Коти. В 1907 году состоялся совместный дебют Коти и Лалика – новые духи были заключены в элегантную стеклянную колонну с пробкой в виде розы. Успех этого тандема был оглушительным. Отныне Лалик «одевал» каждую новинку Коти. И даже украсил узорчатыми стеклами его фирменный магазин на 5-й авеню в Нью-Йорке. Наряду с проектированием интерьеров для парохода «Нормандия» и вагонов-люкс для «Восточного экспресса», этот магазин – пример того, как ювелир работал с «крупными формами». Говорили, что Лалик превращал в красоту все, к чему прикасался. Теперь в этом предстоит убедиться посетителям выставки. В Успенской звоннице, помимо ювелирных украшений и изделий из стекла, можно будет увидеть эскизы Рене Лалика, по которым он создавал свои шедевры. На выставку отобраны работы из частных коллекций и музеев разных стран, среди которых Государственный Эрмитаж, музей Метрополитен (Нью-Йорк), музей Калуста Гульбенкяна (Лиссабон), Датский музей искусства и дизайна (Копенгаген) и другие.