На Остоженке открывается мультимедийный комплекс актуальных искусств. «Ваш досуг» побывал на стройплощадке и первым увидел залы нового музея.
Джордж Мациюнас. «Антология», 1962, «Fluxus: Поживем – увидим»
Строительные леса, скрывавшие фасад нового здания Дома фотографии, убрали примерно месяц-полтора назад. Ни восхищения, ни шока явление этих стен у публики не вызвало: новодел в купеческом стиле встроен в стеклянную коробку. Застройщик делает вид, будто пытается сохранить памятник архитектуры, а с другой стороны, старается выжать максимум практической пользы из отведенного ему участка. В итоге ни памятника, ни сколько-нибудь примечательного произведения архитектуры. Ведь вся ценность «реконструированного» дома № 16 состояла именно в подлинности стен, за которыми родился философ Соловьев и извергался пламенными речами Ленин. Но от прежнего строения не осталось ни кирпича. Впрочем, сейчас речь не об истории, а о современности.
1. Джордж Мациюнас. «Флюксфест представляет: 12! Громкие имена», 1975, «Fluxus: Поживем – увидим»
2. Джордж Мациюнас, Джордж Брехт, Роберт Уоттс и др. «Тесный чемодан», 1964, «Fluxus: Поживем – увидим»
Незадолго до открытия я побывал на стройплощадке: там красили полы в выставочных залах, укладывали лами нат в коридорах и меняли треснувшие стекло на фасаде. Рабочие говорили шепотом, поскольку в этот момент в зда нии замеряли уровень шума. «К сроку то успеете?» – спросил я у Романа, моего экскурсовода в синей робе. «Не знаю», – ответил тот. Сроки уже не раз переносились: открытия ждали сначала в апреле, потом в июне, затем на день города и вот теперь. Из-за затянувших ся отделочных работ Дом фотографии «пролетел» с выставкой скандальной француженки Аннет Мессаже, которая должна была стать дебютной для нового пространства: экспозицию показали в Фонде «Екатерина».
Джордж Мациюнас и др. Fluxus 1, 1964, «Fluxus: Поживем – увидим»
Над проектом здания работал архитектор Андрей Боков. Руке этого зодчего принадлежат калягинский театр Et Cetera, высотки на Ходынке и реконструкция литературного музея Пушкина на Пречистенке. Снаружи дом кажется трехэтажным, а на деле имеет 7 этажей, три из которых подземные. Над землей – выставочные залы, просторный атриум со стеклянной крышей и минималистичной лестницей, а также офисы для сотрудников музея и его директора, под землей – многочисленные хранилища, лекционная аудитория с киноэкраном и гараж на 16 автомобилей, которые доставляются туда на лифте. Все помещения доступны для инвалидов-колясочников, для которых даже оборудован специальный туалет. За границей такая мелочь в порядке вещей, у нас же ни один из крупнейших музеев столицы пока еще не позаботился об инвалидах.
Главная достопримечательность музея – огромная видовая терраса, расположенная на крыше, с которой открывается потрясающий вид на всю гламурную Остоженку от бассейна «Чайка» до Храма Христа Спасителя. Это, наверное, лучшее место в Москве для роскошных фуршетов и фешенебельных презентаций. Возможно, первое такое событие состоится 11 октября: в этот день в новом пространстве откроются сразу две экспозиции. На выставке «Fluxus: Поживем – увидим» будут представлены работы участников арт-движения Fluxus, появившегося в 1960-х годах. Это движение объединяло художников, музыкантов, писателей и архитекторов, одним из его основателей считается американский композитор-авангардист Джон Кейдж.
Вторая выставка – фотографии Сергея Берменьева: портреты знаменитостей в лаконичном черно-белом исполнении. Барменьев прославился еще в советские времена, ему позировали Бродский и Де Ниро, Олег Янковский и Виктор Цой. Многие из этих работ украсят новый арт-центр.