К 150-летию Исаака Левитана в Третьяковке 15 октября откроется юбилейная выставка. Она соберет более 300 работ художника, и прежде всего его знаменитые пейзажи. «Ваш досуг» предлагает совершить небольшую прогулку по знаковым левитановским местам.
«Вечерний звон». 1892. Этот «церковный пейзаж» – плод фантазии Левитана. Он написал его под впечатлением от звенигородских и волжских храмов
Москва. Симонов монастырь
м. «Автозаводская», Восточная ул., 4
Аполлинарий Васнецов говорил, что Левитан «продукт Москвы, воспитан Москвою». Это правда: семья Левитанов переехала в Москву, когда Исаак был еще ребенком. И художественное образование он получил именно здесь. Будущий мастер «лирического пейзажа настроения» поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками стали Алексей Саврасов и Василий Паленов. С юности общению с приятелями он предпочитал одинокие прогулки по лесу и полю или созерцание заката. Из романтических московских мест художника вдохновлял, например, Симонов монастырь («Пасмурный день на Москве-реке», 1877). Основанная Сергием Радонежским, эта обитель повидала многое: она не раз отражала татарские набеги, тут были похоронены герои Куликовской битвы Ослябя и Пересвет, а много позже и Гоголь. В советское время монастырь практически стерли с лица земли ради строительства Дворца культуры ЗИЛа. Но южная часть стены с тремя угловыми башнями сохранилась. Мимо нее парком можно пройти к берегу Москвы-реки.
ПКиО «Сокольники» / ул. Сокольнический Вал, 2
Одну из самых известных работ – «Осенний день. Сокольники» – Левитан написал в 19 лет. Сокольники стали городским парком как раз в 1879-м, когда и был создан «Осенний день». До этого там была роща и дачи, а еще раньше – царский лес с соколиной охотой. Левитан писал свою картину, скорее всего, в будни: здесь изображена одинокая фигура женщины, идущей по пустынной дорожке. По праздникам в Сокольниках устраивались большие гулянья, и тихую тропинку найти было сложно. Да и сегодня в парке, полном спортплощадок, концертных эстрад и кафе, уединения стоит искать, лишь углубляясь на север, к Лосиному Острову.
Подмосковье. Саввинская слобода
Саввино-Сторожевский монастырь / электропоездом от Белорусского вокзала до ст. Звенигород, далее авт. 23 до ост. «Саввино-Сторожевский монастырь»
Саввинская слобода близ Звенигорода в начале 1880-х была одной из самых любимых «натур» Левитана. Он часто приезжал сюда с друзьями на этюды. Место это историческое: слобода была названа по имени Саввино-Сторожевского монастыря, рядом с которым сохранились остатки укрепленного городища с огромными земляными валами. А Успенский собор на Городке XIV века считается самым древним из сохранившихся памятников архитектуры Подмосковья. В этих краях, среди прочих этюдов и картин, 24-летний Левитан написал работу «Мостик. Саввинская слобода». Пожалуй, такие мостики здесь можно встретить и сегодня. Место это по-прежнему популярно среди любителей неброской, но за душу берущей русской природы. Впрочем, звенигородские земли нередко называют «подмосковной Швейцарией», и не только из-за рельефа: вода в здешних источниках близка по составу к минеральной воде Санкт-Морица.
Илл.: «Осенний день. Сокольники». 1879. Интересно, что даму в черном написал однокашник Левитана Николай Чехов, брат Антона Павловича
Крым
В середине 1880-х Левитан познакомился с Саввой Мамонтовым, который в тот момент создавал свою оперную труппу. И меценат пригласил художника делать декорации для спектаклей. У Левитана наконец появились средства (вся его молодость прошла в крайней нищете), и он даже позволил себе поездку в Крым. За два весенних месяца 1886 года художник создал несколько десятков работ и этюдов, которые потом были быстро раскуплены коллекционерами. Но, несмотря на успех, Левитан решил не развивать «крымскую тему». Вначале очарованный южной природой, он вскоре заскучал и вернулся, написал Чехову, что Ялта ему надоела, а север теперь он любит больше, чем когда-нибудь еще. Сегодня для многих из нас Крым – это ностальгические воспоминания о детстве, первом знакомстве с морем. Территория, которую мы потеряли. Впрочем, он все так же доступен. Всего три часа лета до Симферополя, а там – исторический, попавший в Книгу рекордов Гиннесса троллейбус до Ялты: мимо Чатырдага, Аюдага, Адалар и прочих, почти итальянских красот.
«В Крымских горах». 1886. Левитану не нравились «открыточные» виды южного побережья, и даже тут он находил уединение
Плес
Плес / на машине: 370 км по Горьковскому ш. через Иваново или по Ярославскому ш. через Кострому / на автобусе: с Щелковского автовокзала до Иваново, далее местным автобусом или на такси до Плеса
«Левитан прославил Плес, а Плес – Левитана». С этой фразой, которую так любят повторять экскурсоводы дома-музея художника, не поспоришь. Когда попадаешь в этот очаровательный волжский городок, перед глазами будто оживают знакомые с детства картины. За прошедшие сто лет эти места практически не изменились. И по-прежнему на Петропавловскую гору, где Левитан любил писать этюды, приходят художники. А виды на Волгу, что открываются с Соборной горы, грешно хотя бы не заснять на пленку... Но жизнь идет, и Плес, недавно отметивший 600-летнийюбилей, становится популярным дачным курортом. Особнячки на набережной реставрируются и превращаются в отели и рестораны. Кстати, первое знакомство с Волгой в 1887 году Левитана разочаровало: было дождливо и холодно, и пейзажи под пасмурным небом не особенно вдохновили художника. Зато последующие поездки – три года подряд – были на редкость удачными. Именно им мы благодарны за того Левитана, которого сегодня знаем и любим.
«Весна в Италии». 1890. Сочным южным краскам Левитан все-таки предпочитал скромные, но поэтические российские пейзажи.
Европа
В конце 1889 года Левитан поехал в Париж – на Всемирную выставку, где была широко представлена современная живопись. А затем отправился в путешествие по Франции и Италии, и плодами этой поездки стали многочисленные пейзажи и марины. Но, как и прежде, в Крыму, на берегу Средиземного моря Левитан скучал по милой ему русской природе. «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист», – писал он Васнецову из Ниццы.