В Пушкинском открываются две крупные выставки. Поэтому, отправляясь на Волхонку, рассчитывайте провести там с семьей почти весь день: сначала осмотрите детские портреты со всех концов Европы и Америки, а потом перейдите к французским рисункам.


Что бы там ни говорили злопыхатели о «Декабрьских вечерах» (ежегодном фестивале искусства и музыки ГМИИ) – что, мол, эти вечера себя изжили и уже не так актуальны, – они по-прежнему среди главных культурных событий зимы. К декабрю на Волхонке открываются лучшие выставки и собираются топовые музыканты – от Башмета до Кремера. Правда, кое-что изменилось. Лет пять назад Пушкинский был единственным музеем, принимавшим в своих стенах мощный западный десант: на зиму прибывали шедевры сразу из Лувра, Прадо, Метрополитен. Сегодня мало того, что большинство ценителей пре красного уже объездили мировые столицы, так еще избалованы привозами картин на разные биеннале, презентации и проекты.

Особенно это касается уходящего Года Франции, когда в разных галереях то и дело, как грибы после дождя, появлялись французские выставки. И вот ГМИИ производит последний залп – показывает в главном здании лучшие рисунки из своих запасов. Рисунок, как известно, – предмет хрупкий, выставляют его редко и ненадолго. Поэтому стоит поспешить – эта экспозиция на Волхонке будет открыта лишь до середины февраля. Французы славятся тонкостью графики. Шутка ли – за иной листок Дега или Тулуз-Лотрека на аукционах платят, как за хороший дом. Однако главную приманку составят вещи начала ХХ века: Матисс, Пикассо, Леже, Шагал – Золотой фонд парижской школы.

Но если советовать правильный маршрут по ГМИИ, первое, куда надо отправиться, это выставка «Детство. Отрочество. Юность» в здании по соседству (в Галерее искусства XIX–XX веков). Именно сюда привезли гастролеров из Лондона, Мадрида, Вены, Чикаго. Речь идет о детских портретах от эпохи Возрождения (за нее отвечает изысканный Боттичелли) через XVII век (здесь лидирует роскошный Рубенс) и дальше, к импрессионистам и нашим художникам (вплоть до Тропинина и Репина). «Присущая ребенку непосредственность и живость восприятия словно находит свое отражение в глазах художника и передается зрителю», – так описывает проект его создатель Александра Степина. Впрочем, и здесь нас ждет сюрприз. Удивительно, что выставят непривычно много современных произведений. Например, шикарные фотографии Джули Блэкмон. В 2009-м она снимала многодетные американские семьи, но делала это так, словно создавала живописные полотна – глаз не оторвать (знаменитая серия Domestic Vacations). А как вам идея показать детство и детей в абстракциях? Или ужасы детского труда? Получается не такая уж банальная затея – вполне для эстетов и тех, кого на детские выставки калачом не заманишь.