Вчера был оглашен список финалистов премии Кандинского: в трех номинациях оказалось четыре победителя.
Всего в шорт-лист премии вошли проекты 9 художников и арт-групп, отобранные из 44 номинированных произведений. Все они были представлены на выставке, которая прошла в ЦДХ в сентябре. Взглянем на произведения финалистов.
Номинация «Проект года-2010»
Победитель — инсталляция «Дорога» Александра Бродского. Приз — 40 тыс. евро.
Макет в натуральную величину плацкартного купе с воспроизведением всех «прелестей» комфортного пути. Пространство инсталляции погружено в полумрак. 4 ряда полок с полосатыми матрасами по 3 этажа в каждой. Между ними установлены столики, над которыми расположены окна- лайтбоксы, закрытые развевающейся от ветра белой тканью. На столиках стоят стаканы в подстаканниках с дребезжащими чайными ложками. На полу — пары однотипных мужских тапок. За счет громких звуковых и динамических эффектов (дребежжания и вибрации) создается иллюзия движения.
Претендовали 23 художника и творческих объединения. В шорт-лист также вошли проект «Зикр» Аладдина Гарунова и серия портретов «Диагноз» Натальи Турновой.
Номинация «Медиа-арт. Проект года-2010»
Победитель — проект «Стоимость?» Андрея Блажнова. Приз — 10 тыс. евро.
Пессиместическая видеоинсталляция. В кадре — железная дорога (видимо, тренд этой премии), сцепленные руки — как символ завершения жизненной дороге. Все это вызывает размышления о смерти, от которой никто не застрахова. Как рассказывает сам художник: «Мой взгляд двигался ровно по прямым рельсам, пока железнодорожные стрелки не нарушили этого движения и не стали уводить его в бесчисленные варианты путей в неизвестных мне направлениях. Выбрав случайно один из них и не оглядываясь по сторонам, я продолжал смотреть в одну точку. 29 марта 2010 года, читая в интернете материалы, посвященные террористическим актам в московском метро, я увидел ссылку для скачивания ролика с камер видеонаблюдения метрополитена и, не задумываясь, сохранил этот файл также на рабочем столе. Через некоторое время, просматривая свою видеозапись, я размышлял над монотонными словами торговца в электричке за кадром. Он предлагал товар по определенной стоимости, и я был шокирован случайным, внезапно сменившим его видео с терактом…»
Претендовали 10 художников и объединений. В шорт-лист также вошли Дмитрий Булныгин с проектом «Весна?» и Глеб Косоруков с проектом «Процессия».
Номинация «Молодой художник»
Победителей оказалось двое (впервые за историю премии): Таисия Короткова с серией картин «Воспроизводство», а также Андрей Блохин и Георгий Кузнецов (группа Recycle) с проектом Reverse. Приз — 7 тыс. евро.
Цикл пугающих картин на казалось бы, жизнеутверждающую тему. Как рассказывает Короткова, проект «Воспроизводство» посвящен высокотехнологичному процессу появления детей в современном мире. Искусственное (лабораторное) оплодотворение — это, с одной стороны, последний шанс для многих людей продолжить свой род — и тогда это прекрасно. Успешное рождение здорового малыша — это великое счастье для родителей и врачей. А с другой стороны, где-то в антиутопиях все читали о том, к чему приводит стремление человечества к планированию всего и вся, особенно когда планирование касается появления или непоявления на свет человека. В этом проекте автора интересовало соотношение общего и частного, научного прогресса и человеческого фактора. Наука не знает добра и зла — это всего лишь инструмент в наших руках, и нам выбирать, как этим инструментом пользоваться.
Мусорный бак, трактованный как античный саркофаг, полупрозрачный «Раб» Микеланджело и загадочные витражи. Recycle пытаются не столько перевести иероглифы классического искусства, сколько найти им новое применение — то есть рециклировать их, посмотрев на них с обратной стороны, с реверса. В саркофаге они углядели мусорный ящик, увековечивший бумажные битвы офисного воина, в «Тайной вечери» — напряженное деловое совещание. В качестве идеального сюжета для витража предложены подвиги современных «заступников» — комиксных супергероев. Материалы не предназначены для вечности, что тоже символично: пластмассовая сетка и пластик
Претендовали 12 художников и объединений. Третьми финалистом в шорт-листе Татьяна Ахметгалиева (член группы Recycle) c проектом «Стадия куколки».