Маленький принц проведет каникулы в Москве. В галерее Полины Лобачевской заново воссоздают мир легендарного героя Антуана де Сент-Экзюпери в эпоху медиа и интернета.

Все, кто хоть однажды держал в руках книжку Экзюпери о Маленьком принце, наверняка помнят, что все началось со шляпы. Шляпы, которая была вовсе не шляпой, а удавом, проглотившим слона. Эту драматичную сцену нарисовал шестилетний ребенок, будущий писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Нарисовал и показал взрослым, однако никто из них ничего не понял, потому что большинство из них лишены воображения.


Проект «Маленький принц в Москве» начинается с того же самого – с удава и слона. Но не нарисованного, а объемного. У входа в Галерею Лобачевской расположился странный объект, в котором «то самое» узнает лишь человек, не утративший смелого воображения… Или тот, кто стремится утраченное вернуть. Авторы трехметровой громадины Алексей Политов и Марина Белова представили собственное прочтение образа. Получилась ироничная трехметровая скульптура, изображающая не гибель слона, а его радостное существование в удавьем чреве.

«Маленького принца» Полина Лобачевская задумала еще несколько лет назад. И с тех пор все время мечтала, как заново выстроит мир поэтичной меланхолии Экзюпери. Мечтала и ждала. Сначала – удачного момента, потом – когда же найдется инвестор. И вот, наконец, все сложилось. «Маленький принц в Москве» – это не изложение знаменитой повести, не ремейк и не сиквел – это свободная интерпретация образов.

Шагнув за порог галереи, зритель из московского двора попадет в пустыню. Прямо под ногами лежит песок – инсталляция Святослава Пономарева. Разумеется, барханы не настоящие – это компьютерная иллюзия, где песчинки – фрагменты текстов.

Тему выжженной солнцем пустыни продолжит живописное панно Татьяны Баданиной во всю пятиметровую стену. Поблизости располагается подвижная скульптура – а на самом деле механический автомат «для исполнения желаний», который смастерил Леонид Тишков. Был, если помните, в повести эпизод с падающей звездой: «Когда вам случится проезжать тут, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой». Художник Тишков создал искусственную модель редкого природного явления, чтобы падающих звезд хватило на все желания: упав в песок, светило поднимется снова, потом еще раз, и так будет продолжаться пока не придет ночной сторож.


А прямо над желтыми барханами зрители увидят парящего в небе Экзюпери-летчика. Людмила Мабри поместила портрет писателя в специально смоделированную кабину самолета. По сути, эта работа – философское рассуждение на тему свободы, полета и одиночества. Мабри приходит к выводу о том, что «Зорко одно лишь сердце». Вообще в экспозиции немало объектов, очень сложных технически, чуть ли не аттракционов. Сегодня медиализация – это не просто тренд или личная страсть куратора (хотя и не без этого). Просто сама персона автора «Маленького принца» задала вектор нового искусства – технологичного. Попробуйте представить себе Экзюпери – укротителя стихии и неба – без рева моторов и сверкания звезд. Это невозможно.

Тема космоса и полета продолжится на втором этаже галереи. На пути к звездам мы встретим барашков в исполнении Политова & Беловой, огненного Лиса и капризную Розу, созданную Татьяной Черновой. Кстати, в образе Розы Экзюпери изобразил свою музу и по совместительству жену – взбалмошную латиноамериканку Консуэло. Также на выставке вы увидите перформанс Оксаны Лукьянчиковой – акробатки Cirque du Soleil, и услышите звучание педальной арфы. И все это – в медиабалете «Принц и Роза», авторы которого – видео- художник Александр Долгин и композитор Ираида Юсупова. Будет здесь и Андрей Бартенев – он обратится к зрителям с сакраментальным клише «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Встретится зритель и с Катей Филипповой, представившей очередное барочное панно, почти икону с Юрием Гагариным. А классики и давние друзья галереи, дуэт Инфанте – Горюнова, изготовили инсталляцию «Зеркальная планета» – колодец, заглянув в который, можно полюбоваться звездами.

У «Маленького принца» есть все шансы стать новогодним хитом выставочной Москвы. Усомниться в этом может лишь тот, кто не видел прошлогодней «Алисы в Стране чудес», тоже открытой в Галерее Лобачевской к рождественским каникулам. Успех той выставки превзошел не только ожидания, но и возможности самой галереи: уютный особняк на Малой Дмитровке все-таки не готов принимать по нескольку сотен гостей ежедневно. Судя по всему, аншлаг снова повторится, поскольку «Маленький принц» – это не только одна из самых известных «детских» книг для взрослых, это философская доктрина. На родине Экзюпери книга уже более полувека не покидает верхних строчек рейтинга популярности, уступая лишь Библии и «Капиталу» Маркса.