В Третьяковке открылась выставка мирового значения. В отдельном зале собрали иконы, которые принадлежат кисти легендарного Андрея Рублева – самого знаменитого художника Древней Руси.


Древнерусское искусство в массе своей анонимно. А если и возникают имена, то сразу обрастают домыслами, легендами, преданиями. Так и с Андреем Рублевым. По большому счету мы не знаем о нем ничего (в летописях его имя появляется два-три раза). Но в то же время это самый известный из всех иконописцев. Ему посвящен великий фильм Андрея Тарковского. Его произведения считают выражением русского духа. Его искусство сравнивают с высочайшими шедеврами эпохи Возрождения.

У историков есть три спасительные зацепки. Но и те не слишком надежные. Первая – упоминания в летописях. Например, сведения о том, что примерно в 1405 году «начали расписывать церковь каменную, святое Благовещение, на великого князя дворе... А мастерами были иконник Феофан Грек, да старец Прохор из Гороховца, да чернец Андрей Рублев». Речь идет об украшении Благовещенского собора Московского Кремля. Как видим, Рублев – далеко не первый в ряду живописцев. Куда известнее был византиец Феофан Грек. Потом уже имя Рублева появится рядом с именем его постоянного спутника и старшего соратника иконописца Даниила (по недоразумению за ним закрепилось прозвище Черный).


Вторая зацепка – начиная с середины XVI века в Троице-Сергиевой лавре почитается икона «Троица», которую считают рублевской безусловно.

Наконец, третья – в Звенигороде (где художник точно работал) обнаружен иконостас совершенно невероятного по красоте и гармонии письма (Звенигородский чин, сейчас в Третьяковке). Из чисто эстетических соображений большинство искусствоведов уверены, что его создал Рублев. Андрей Рублев, как бы грубо и глупо это ни звучало, – бренд. И как всякий бренд (если угодно – национальный символ), он меняется в зависимости от времени и моды. Так, в начале ХХ века почти все иконы XV столетия приписывались Рублеву. Потом происходило долгое «отсеивание». Дошло до того, что сомневались, написал ли Рублев «Троицу». Споры и раздоры вокруг его имени не утихнут никогда. Когда и где он родился? Что означает фамилия? Где учился? Какие иконы писал сам, а какие с помощниками? Насколько был вовлечен в треволнения своего века? Где умер? Почему в памяти потомков почти стерлось имя его наставника Даниила?

Отпраздновать юбилей иконописца – 650 лет – можно было двумя способами. По максимуму: развернуть перед зрителем весь веер проблем и показать все иконы XV века, на которые падает отсвет Рублева. По минимуму: отфильтровать лишь бесспорное и проверенное. Третьяковка, конечно, пошла по второму пути. Два десятка священных досок в отдельном зале, фрагменты фресок из Кремля (это и есть сенсация – их еще публике не показывали) и каталог на тысячу страниц.


Идти стоит в будни, когда людей поменьше, – лишь в это время можно проникнуться рублевской благодатью. В выходные залы с Рублевым похожи на комнаты Лувра, где выставлена «Джоконда», – все хотят взглянуть на лики.

Как странствовал Рублев

Для монаха Андрей Рублев был очень подвижен. Сначала он работал в Московском Кремле, затем переехал во Владимир (расписывал Успенский собор), принял заказ на оформление храма в Звенигороде. Потом была Троице-Сергиева лавра (Сергиев Посад) и, наконец, Спасо-Андроников монастырь в Москве (где он и похоронен). Есть предположение, что в юности Рублев путешествовал по Балканам и побывал в Константинополе.

Вокруг «Троицы»

Самая известная икона Рублева, которая хранится в Третьяковской галерее, в этом году оказалась в центре скандала. Руководство галереи согласилось было отправить ее в Сергиев Посад для молебна на праздник Троицы. Реставраторам и общественности с трудом удалось убедить власти не трогать раритет. Сейчас икона перенесена в другой зал и вставлена в пуленепробиваемую колбу.