В Манеже продолжается выставка-конкурс «Серебряная камера». Самые интересные фотокадры из жизни Москвы прошлого года. Высший класс репортажной съемки.
Эта выставка хороша сразу в двух ракурсах. С одной стороны, можно увидеть, чем жила столица последние два года. Что побуждало фотографов немедленно щелкать затворами. С другой, имеется конкурсная интрига – все снимки анонимные, за них нужно голосовать: кто станет победителем неизвестно – признанный мэтр или вчерашний любитель?
Впрочем, пока не огласили лауреатов в трех номинациях – «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица», – по манежной экспозиции полезно пройтись, чтобы понять, какие тренды и приемы сейчас в фотоискусстве особенно в ходу.
Архитектура
Почти никто не снимает исторические дома или церкви – это для глянцевой открытки. Наоборот, все стремятся снять самые заурядные блочные строения. Но делают это так, чтобы они смотрелись необычно. Явный фаворит на выставке – серия «Проекты». Фотограф запечатлел московский новострой, а потом ретушировал снимки таким образом, будто перед нами рисунки архитекторов. И вот парадокс: эти «спальные» панели вдруг превратились в изящные фантазии художника.
Примерно такой же фокус в другом месте проделан с аттракционом «Американские горки» в Парке культуры – в новом ракурсе они превратились в фантастические конструкции будущего.
События и повседневная жизнь
Что больше всего вдохновило фотохудожников? Какое событие оказалось под прицелом камер? Каков главный хит выставки? Это (барабанная дробь!) – московское задымление. Одни только названия серий говорят сами за себя: «Мгла», «Пекло», «Москва после газовой атаки», «Строгинская пойма в дыму». Ничто так не погружает город в поэтическую дымку, как горящие поблизости леса. Ведь редко увидишь круглосуточный туман, из которого выплывают люди, машины, здания. А прохожие в масках и вовсе похожи на инопланетян.
Второе событие – погромы на Манежной площади. Здесь уже никакой поэзии – сплошь кровавый триллер.
Портрет
Увы, это самый слабый из всех жанров. Он слишком дискредитирован глянцем и интернетом, полным «личных» фоток. Чтобы необычно сфотографировать человека, приходится идти на разные ухищрения. Например, снимать только глаза – так получилась серия о врачах в клинике микрохирургии глаза. Или вручать каждой модели (в том числе и Ксении Собчак) бублик – вот вам фотосерия «Бублики». А то и вовсе находить своих героев в местах «не столь отдаленных» – как всегда, на «Серебряной камере» самые захватывающие портреты сделаны в тюрьмах или в приемниках для бездомных.