Самый большой частный музей православного искусства в мире открылся сегодня в Москве. Его имя — Музей русской иконы.
Если точнее, этот музей существует с 2006 года, но до сегодняшнего дня он размещался в бизнес-центре «Верейская плаза» на Славянском бульваре и был доступен посетителям лишь по предварительной договоренности. Места тоже было немного, и лишь с открытием нового здания на Таганке, в узких переулках позади Котельнической высотки, москвичи могут оценить все богатство этого частного собрания.
Здание, где расположилось собрание — два перестроенных старинных дома, объединенных стеклянным атриумом, с ультрасовременным лифтом, который доставляет публику по нескольким этажам, где расположилась коллекция. Случайно пропустить какой-нибудь этаж легко, а потеря будет заметная — в каждом зале есть что-то любопытное. Самые ценные экспонаты — «Одигитрия» кисти Симона Ушакова и святой Николай Мирликийский XIV века из Архангельской области. Помимо них весьма хвалят коллекции псковской иконописи XVI века и эфиопского искусства — крупнейшую в России (2400 экспонатов).
Музей основал Михаил Юрьевич Абрамов, занимающийся строительным бизнесом, но около шести лет назад увлекшийся иконописью. При коллекционировании он благоразумно заручился дружбой и консультацией знатоков древнерусского искусства из Третьяковской галереи и Русского музея, что весьма положительно повлияло на уровень собрания. На пресс-конференции ученые приговаривали, что некоторым вещам отсюда могут позавидовать и государственные музеи, возможно, чуть лукавя, чтобы сделать приятное столь щедрому меценату.
Икон уровня Рублева или Дионисия, разумеется, здесь нет — основную массу составляют произведения XVI — начала XX века. Достаточно хорошо представлены работы мастеров Оружейной палаты. Некоторые иконы своей умилительной провинциальностью радуют сердце: Ростов, Вологда, Обонежье, Тверь, Каргополье, Соликамск, Поволжье — вот лишь некоторые из мест, откуда происходят эти экспонаты. Любителям разгадывать иконографию понравятся доски XVIII—XIX веков: крупные музеи обычно пренебрегают столь «поздними» образами, а ведь они крайне любопытны.
Всего здесь находятся 4 тысяч произведений, из них 600 икон. Остальное — кресты-тельники, процессионные кресты, образа, ладанки, складни. Собрание складывается двумя основными путями — во-первых, выморочные коллекции, с великим трудом собранные любителями иконописи в советское время и в 1990-е. Так сюда попала очень ценная коллекция Виктора Самсонова, в свое время надорвавшегося в безуспешных попытках создать аналогичный музей.
Во-вторых — покупка на зарубежных аукционах. За такую политику Абрамова особенно любят представители министерства культуры — ведь он возвращает на родину народное достояние. Абрамов же, в свою очередь, благодарен за закон, благодаря которому он может теперь ввозить произведения искусства из-за рубежа, не платя государству долю их стоимости. Коллекционировать в России вещи, вывезенные эмигрантами и советским торгпредством «Антиквариат» до введения этого закона было слишком накладно.
Очень интересны исторические реконструкции, представленные в нескольких укромных уголках музея. Первая — это мастерская иконописца, в которой постарались воссоздать обстановку, предметы и интерьеры, окружавшие древних художников. Вторая — старообрядческая молельня беспоповского согласия, построенная в XIX веке в Тверской области. К тому моменту, как ее обнаружили, она сгнивала заброшенной на опушке леса. Ее разобрали по бревнышку, привезли и отреставрировали. Войти в темную избушку можно только согнувшись — в полумраке поблескивают образа икон, выставленных вдоль потемневшего тябла, и раскрыты богослужебные книги.