В Третьяковке необычные гастроли. В русскую галерею прибывают картины одного из лучших итальянских художников Эпохи Возрождения.
Через сотню лет после смерти художника Джорджо Вазари написал его биографию, в которой провозгласил, что Мессина «поднял живопись на более высокую ступень, не считаясь ни с удобствами, ни с расходами, ни с личными интересами». Каким образом он ее поднял? Что он сделал? Чтобы ответить на эти вопросы, Вазари рассказывает историю, ставшую популярной в следующие несколько веков.
Пока не явился Антонелло, итальянские художники были, по сути, иконописцами. Писали темперой – эта краска (точнее красочный порошок) замешивалась на яичном желтке. Но вдруг неаполитанский правитель Альфонс Арагонский привез в Италию картину северного мастера Яна ван Эйка из города Брюгге. Ван Эйк, увлекавшийся алхимией, придумал разводить краски маслом. От этого цвета получались насыщеннее, краски не выцветали, а оттенков оказывалось в разы больше. Антонелло, увидев северную картину, был так потрясен, что отправился во Фландрию, чтобы лично приобщиться к открытию. В Брюгге у Ван Эйка он правдами и неправдами разузнал рецепт живописания и вернулся на родину с сундуком новаторских картин. Приехал, правда, не в Мессину, а в Венецию. Вазари тут намекает, что Антонелло выбрал Венецию из-за легкости нравов – он был охоч до любовных похождений. Вскоре живописец приобрел невероятную популярность. Ему заказывали портреты, ему подражали. После его смерти в 1479 году коллеги устроили пышные похороны. Ведь благодаря Мессине они «смогли изображать фигуры на картине почти живыми».
Однако не вызывают сомнения два мессиновских достижения, описанных Вазари. Во-первых, техническое новаторство. Именно Мессина показал все возможности масла. Стоит просто посмотреть на изображенные художником ткани и драпировки, и станут понятны восторги современников. Во-вторых, близость Антонелло к северным мастерам. Так, он создавал портреты, очень похожие на нидерландские. Но привносил в них новый ренессансный дух. Так же и с церковными образами. Не так давно в Пушкинский музей привозили его «Святого Себастьяна» из Дрездена. Тогда мы и смогли оценить красоту, мистику и оригинальность живописи сицилийца.
Сейчас в связи с Годом Италии обещают доставить картины из музеев Южной Италии. Среди них минимум два шедевра. Но даже самая «средняя» доска Антонелло дороже сотен картин в любой старинной галерее. И лишь по странному стечению обстоятельств его слава не столь широка, как, например, у Леонардо да Винчи. Последний, кстати, многое у Мессины позаимствовал.