Ретроспектива Александра Лабаса — последнего романтика индустрии и очень недооцененного художника — открывается в Третьяковке на Крымском валу.


Аэропланы и дирижабли, паровозы и поезда, корабли, автомобили, эскалаторы метро – все это дико возбуждало фантазию художника Александра Лабаса. Да и как ему, ровеснику XX века, не увлечься всей этой технической экзотикой?! Тем более что его учителя – сплошь авангардисты: Малевич, Кончаловский, Кандинский, а в друзьях – Фальк, Татлин и Родченко. Другие темы, безусловно, в его творчестве были (Лабас брал и военные сюжеты, рисовал природу, работал как театральный художник), меж тем ударным мотивом для него так и остались моторы и машины.

В своих мемуарах, над которыми художник трудился почти 30 лет и которые до сих пор не изданы, Лабас писал: «В чем я уверен, так это в том, что с каждым десятилетием мои работы будут все более понятны, ну а через 50 или 100 лет они зазвучат в полную силу». В том, не ошибся ли мастер, не преувеличил ли, в прошлом году можно было убедиться дважды: к 110-летнему юбилею Лабаса на выставки расщедрились Московский музей современного искусства и галерея «Проун». Третья по счету ретроспектива открывается в Третьяковке, она опоздала к дате, но тому виной технические причины.

«На скорости ХХ века» – так называется эта выставка. Куратор Любовь Пчелкина призналась, что акцент сделан на 20–30-х годах – времени творческого расцвета Лабаса (именно в эти годы к нему пришла международная известность). А от традиционной хронологической схемы – родился, учился, работал – решили уйти.


«Летят», «Едут», «Плывут» – названия разделов говорят о том, что для Лабаса главным было движение. Многие наверняка проведут аналогии с итальянским футуристом Томазо Маринетти, который также пытался зафиксировать действие, но его «динамизмы» похожи на схемы, а картины Лабаса все-таки очень изящны. В физической мастерской ВХУТЕМАСа он изучал физику вибрирующего цвета. И это ответ тем, кто ошибочно причисляет Лабаса к импрессионистам: да, его картины расплывчаты и загадочны, но это следствие именно вибрации. Ни импрессионистом, ни экспрессионистом, ни футуристом назвать его нельзя.

Особое место в экспозиции займет объект под названием «Электрическая Венера». Для сельскохозяйственной выставки в Минске художник изготовил необычный арт-объект (сейчас его бы назвали инсталляцией). Пятиметровая фигура неясной половой принадлежности с подсвеченной изнутри стеклянной юбкой и рубахой из деревянной решетки. В левой руке – фонарь, правая держит рубильник. Увы, это чудо не дожило до наших дней, на память остались лишь две фотокарточки и несколько рисунков. Однако специально к юбилейной ретроспективе арт-группа «ВХУТЕМАС XXI века» под руководством Владимира Ежакова воссоздала этот «символ новой энергии».

Целый раздел выставки отдан театральным работам. Посетители увидят эскизы декораций к спектаклям «Поединок машин», «Армия мира». Даже в таком специфическом жанре художник искал свою излюбленную тему.


К началу 30-х Лабас – безусловная звезда. Его работы представляют советскую живопись в крупнейших столицах Европы, он участвует в Венецианской биеннале, Международной выставке живописи в Питсбурге и многих других крупных смотрах. Само собой, в те годы так «светиться» было опасно. Вскоре начались обвинения в формализме. Лабаса перестали приглашать участвовать в групповых выставках, не говоря о персональных. Союз художников как будто вычеркнул его из своих списков. Лишь в 1976 году состоялась его первая за всю биографию ретроспектива. Лабас сам чертил макеты экспозиции, как будто понимал, что второго шанса не будет. На вернисаж пришли все звезды. Даже Лиля Брик приехала из Парижа: ей, говорят, попало в лоб пробкой от шампанского. Ну а потом был оглушительный успех. Ежедневно в здание Союза художников приходили тысячи людей, которые впервые для себя открыли нежного романтика урбанизма.

Конечно, по народной известности Лабасу сложно было бы состязаться со звездами соцреализма, и этому есть объяснение – он не писал портретов вождей. Даже легендарный паровоз «Иосиф Сталин» (техническая легенда Советского Союза, развивавшая фантастическую скорость в 150 километров в час!), который художник рисовал множество раз, на его картинах был всего лишь воплощением прогресса. На нем даже не видно было аршинного имени вождя.

Организаторы выставки признались, что не смогли включить в экспозицию всего, что хотелось. Тем не менее в распоряжении зрителя будет электронная экспозиция – плазменные тачскрины, на которых можно будет увидеть позднюю графику, дружеские шаржи, иллюстрации. Прогресс и сюда добрался.