Пасха, конечно, религиозный праздник. Но отмечать ее можно не только в церкви. Свой яркий вклад в пасхальную неделю внесут художники.

Помнится, в советские времена на Пасху устраивали самые развеселые дискотеки. Так власть пыталась отвлечь молодежь от крестных ходов. Эта уловка – заменить культ культурой – сегодня не то чтобы канула в Лету, она приобрела вполне интеллигентные и общепринятые формы. Например, традиционно на Страстной неделе в концертной афише появляются «Страсти» И.С. Баха. Понятно, что появляются они не случайно – все-таки речь в них идет о страданиях Христа. Но, будем откровенны, большинство посетителей филармонии отправляются просто «насладиться» гениальной музыкой. Благочестие здесь подспудное – в строгий пост классика более уместна, чем кабак или ночной клуб. Точно так же и с Пасхальным фестивалем Валерия Гергиева. Для очень многих это редкий шанс просто услышать оркестр Мариинского театра, прочно входящий в мировую десятку лучших. И там никто особо не христосуется и яйцами не обменивается. В общем, Пасха – это повод приобщиться к возвышенному.

Художники до поры до времени в Пасхальной неделе не участвовали. Хотя середина апреля очень богата на музейно-галерейные открытия. Вернисажи все больше посвящаются весне, пробудившейся природе и эротическим грезам. Почему художники оказываются в стороне от церковного праздника, ставшего всенародным? Долго объяснять, кажется, нет нужды – в последнее время им больше всего достается за «оскорбление чувств верующих».

Между тем галерист и куратор Полина Лобачевская рискнула и придумала проект-подарок, выставку-приношение. Она шагнула на узкий мостик, на котором в любой момент можно оступиться. Опасность с двух сторон: православный пафос и светское передергивание. Шутка ли дело – в одной компании на «Пасхе в "Домике Чехова"» оказались знаменитый иконописец Александр Чашкин, король цветочного гламура Лаврентий Бруни и человек-перформанс Андрей Бартенев. Вряд ли сейчас стоит открывать интригу всей экспозиции, но очевидно, что сошлись они не случайно. Впрочем, для того чтобы соединить традицию и современные арт-объекты, потребовался еще один элемент, своего рода фундамент. В этом качестве выступают картины шестидесятников, которые, как говорят кураторы, «хоть и жили в безбожное время жизнью бурной и своевольной, но Бога не забывали». Живопись Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Натальи Северцевой, проникнутая христианскими символами, придает всей затее новое измерение – выставка превращается в диалог поколений о вере и надежде. Можно исполнять или не исполнять церковные ритуалы, можно изучать Святое Писание по холстам Рембрандта, а Пасху считать не более чем началом дачного сезона. Но даже при таком раскладе каждое новое поколение заново проживает Светлое Воскресение.

Сегодня эти переживания могут принимать форму огромных куличей, написанных Людмилой Мабри (под стать московскому изобилию, символизирующему сразу Новый Иерусалим и Третий Рим). Они сопровождают «Пасхальную Мадонну» Татьяны Черновой. В залах расставлены тумбы с пасхальными яйцами – большой привет началу ХХ века и конкретно господину Фаберже. Над этими объектами поработали и Леонид Тишков – один из лидеров поэтического концептуализма, и наследница поп-арта Катя Филиппова, и минималист Владимир Наседкин. Почти дюжина актуальных художников со своим «Христос Воскресе!».

Что тут еще скажешь – после службы и разговления выставочные залы в «Домике Чехова» окажутся тем местом, которое поможет сохранить праздник в памяти и в истории.

Кроме этого:

Гигантский кулич на Пасху воздвигнут рядом с храмом Христа Спасителя. «Содружество профессиональных художников» создаст из песка масштабную скульптуру, представляющую главное праздничное угощение. Кулич 50 метров в обхвате и до 7 метров в высоту (общая масса песка одна тысяча пятьсот тонн) станет одной из главных достопримечательностей столицы в эти дни.

«Галерея русской ледовой скульптуры» дарит городу роскошное пасхальное яйцо гигантских размеров. Дополнительным сюрпризом станет то, что каждый желающий сможет побывать внутри этого ледяного сувенира. «Ледяное яйцо» также удивит зрителей своей массой и размером – оно будет весить более полутора тонн, а его высота составит более двух метров! Всем, кто хочет увидеть ледовое шоу – а именно так будет выглядеть изготовление подарка, – стоит прийти в галерею 24 апреля. Сразу после изготовления будет подана заявка на внесение «пасхального яйца из кристального льда» в Книгу рекордов России. Галерея располагается на территории парка «Красная Пресня».


Фото 1: Людмила Мабри. «Царь-Кулич». 2011. Холст, акрил
Фото 2: Дмитрий Плавинский. «Видение над Иерусалимом». 2005. Холст, масло, коллаж
Фото 3: Сергей Смирнов. «Пасхальное яйцо». 2011. Дерево, масло.
Фото 4: Ледяное пасхальное яйцо.