В Пушкинском музее открылась выставка «Диор: под знаком искусства», посвященная знаменитому дому моды. VashDosug.ru напоминает об основных вехах его истории.
Слева: Костюм Diosera. Коллекция весна-лето 1997. Справа: Дневной костюм Bar. Коллекция весна-лето 1947
Дому Christian Dior уже 64 года. За это время это имя стало нарицательным — синонимом роскоши и элегантности. Собственно основатель компании, месье Кристиан Диор, провел вместе со своим детищем лишь малую толику этого времени — всего десять лет. Однако заложенные им тенденции, любимые темы и эпохи остаются правилом для всех, кто возглавлял дом после него. Все делается так, чтобы стиль Диора узнавался сразу, неважно, кто в этом году главный модельер — Ив Сен-Лоран, Джанфранко Ферре или Джон Гальяно. Глядя на выставленные в Пушкинском музее платье мы легко можем догадаться, что именно обожал великий модельер.
Египетская коллекция, весна-лето 2004
Родина Диора — небольшой городок в Нормандии. Отец его был зажиточным человеком, а мать, которую он боготворил всю жизнь, увлекалась разведением цветов. Мальчик вырос в окружении нерукотворной красоты и с глубоким убеждением, что женщина тоже должна напоминать цветок, яркий и благоуханный. Финансовые средства отца позволили молодому Кристиану открыть арт-галерею в Париже, где он любовался и торговал произведениями Пикассо, Матисса, Клее и Джакометти и прочих — тогда смелых и молодых новаторов, теперь уже классиков. Однако время было выбрано неважное: Великая Депрессия разорила его семью, в 1934 году галерею пришлось закрыть.
Когда началась Вторая Мировая война, Диор отправился на фронт. Он воевал, впрочем, недого, а в 1942 году стал работать на дом моды Люсьена Лелона. Однако то, что творилось в военные и послевоенные годы в индустрии моды, не радовало этого эстета. Женщины продолжали следовать стилю, царившему в 1920-30-е: у нас этот прямой силуэт и стрижка-гарсон сошли на нет с эпохой НЭПа, на западе же все длилось намного дольше. Не стоит забывать о годах войны — экономили на всем, разумеется, и на нарядах, много женщин стало работать на заводах и переоделось в брюки.
«Нет! Женщина должна быть похожа на цветок!», решил Диор, нашел финансирование (текстильного магната) и в 1947 году представил свою коллекцию. Эта дата считается созданием new look, то есть «нового образа»: наряда с необыкновенно женственным силуэтом, который образовывался корсетом, иногда накладными плечами и очень пышной юбкой. Текстильный магнат был доволен ростом расхода ткани. Покупательницы же наслаждались вновь обретенной женственностью после долгих лет лишений. Благодаря своему изяществу силуэт стал необыкновенно популярным и запоминающимся: Гурченко из «Карнавальной ночи» 1956 года — его отечественное воплощение.
Хрестоматийный наряд 1947 года встречает зрителей на парадной лестнице музея, справа от входа — это приталенный белый жакет, черная юбка и соломенная шляпка. Вскоре одеваться у Диора начали все: английские принцессы и Грейс Келли, голливудские кинозвезды и парижский бомонд.
Созданный им стиль прекрасно соответствовал настроению послевоенной эпохи, которой хотелось наверстать упущенное. 1950-е стали эрой балов: в истории остались бал Этьена де Бомон, бал Мари Лор де Ноай, бал Карлоса де Бейстеги в Венеции (который получил прозвище «бала века»). Здесь Диор был королем. Он не только закатывал собственные приемы, но и одевал дам для других празднеств (этому посвящен отдельный раздел выставки). Тут пригодилась его любовь к великому прошлому Франции. Любимыми периодами его были, что доказывают представленные наряды, XVIII век и belle epoque (конец XIX века).
Справа: Masquerade and Bondage Collection 2000-2001
Диор имел счастливую возможность окружать себя вещами любимой эпохи. Дом моды он открыл в старинном особнячке на улице Монтень. Салоны, где проходили показы, были украшены резными деревянными панелями и обставлены мебелью в стиле различных Людовиков. Бутик дома был декорирован по его заказу дизайнером Питером Марино с учетом тех же настроений.
Чтобы подчеркнуть органичность нарядов, созданных в ХХ веке Диором, организаторы выставки дополнили экспозицию полотнами из Лувра, музея Орсэ, Версаля... Рядом с портретом любимой королевы мастера, Марии-Антуанетты кисти Виже-Лебрен — диоровское платье, корсаж которого украшен копией злосчастного «ожерелья королевы». У портретов денди и щеголих работы Энгра и Болдини — фантасмагорические реплики их нарядов, перетолкованные на современный лад. Пикассо, Ван Гог, Гойя, Климт, Ренуар, Малевич и прочие гении составляют компанию 110 платьям, образуя визуальные параллели. Но платья так блестящи и ошеломительны, что полотна блекнут на их фоне, оказываясь лишь аккомпанементом.
Платье Madeleine. Коллекция осень-зима 2005-2006.
Кристиан Диор умер в 1957 от сердечного приступа. В последующие годы дом его имени возглавляли Ив Сен-Лоран, Марк Боан, Джанфранко Ферре и Джон Гальяно. Выставка не сосредоточена на одних лишь произведениях Диора: львиная доля — это более поздние вещи, созданные этими модельерами по его заветам. Впрочем, если вы не знаток моды и не любите вчитываться в этикетки, угадать, где — чье, будет непросто. Так все едино и органично в этом роскошном дефиле.
Еще одна веха истории дома — множество платьев Гальяно, в том числе с перетолкованием различных этнических мотивов. Выставку, конечно, готовили очень долго — и за это время Гальяно успел скомпрометировать себя антисемитскими высказываниями. 1 марта этого года его официально уволили с должности главы дома, где он блистал с 1996 года. Кто будет следующим мэтром — пока загадка, но менять концепцию выставки никто не стал.
Отражение в зеркальном потолке Пушкинского музея
Если честно, менять подобную продуманную концепцию из-за случайных высказываний кажется кощунством. Так здесь все изобретательно и увлекательно — постарались французские дизайнеры. Главную Колоннаду Пушкинского музея лишили привычного облика, возведя зеркальные потолки и фальш-колонны, в которые встроены витрины с платьями, в главной нише, украшенной золотом, поставили настоящий египетский саркофаг и золотые платья. Лестницу украсили витринами, в которых сумочка от Диор рождается из земли, подобно какому-то хтоническому созданию, в залах сверкают флаконы духов, перемигивают звезды и раздается голос Марлен Дитрих и других кинодив, любивших Dior. Эта выставка — не просто экспонаты по истории моды, а головокружительное шоу, которое запомнится надолго.