Год России-Италии в самом разгаре. Что благодаря ему появится в музеях Москвы в этом месяце?
«Паллада и кентавр» Боттичелли
Название ее условное — дама в полупрозрачном одеянии и с алебардой Афиной Палладой, богиней мудрости, не является: дресс-код был строг, без шлема, копья и отрубленой головы Медузы Горгоны ее не писали. Поэтому сюжет остается загадочным, и существует несколько версий его истолкования. Согласно одной из них, это — аллегория Сладострастия (кентавр, полуживотное-получеловек), побеждаемого Целомудрием (юная дева с цветами). По другой — это аллегорический портрет невесты, которой предназначался подарок.
Картина была написана в 1482-1483 годах по заказу одного из Медичи, о чем свидетельствует скрытая символика одеяния, вероятно — Лоренцо Великолепного. На стене флорентийского дворца она висела, если верить описи, рядом с знаменитой «Весной». Затем ее потеряли не на одну сотню лет, а в XIX веке, с ростом интереса к Боттичелли, начали искать, ведь письменные описания сохранились. И нашли — в 1895 году на чердаке Палаццо Питти. С тех пор это двухметровая картина находится на заслуженно почетном месте в главной флорентийской галерее.
Другие выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина:
- «Диор: под знаком искусства» (до 24 июля)
- «Искусство тропической Африки» (до 24 июля, Музей личных коллекций)
«Сокровищница Медичи»
Для Медичи работали Микеланджело, Джанболонья, Рафаэль, Тициан и другие гении Ренессанса. Однако на выставке нет шедевров живописи или скульптуры. Перед нами предстанут предметы, которые окружали герцогов Тосканских в повседневной жизни. Например, драгоценные украшения Анны Марии Луизы Медичи. Или настольная посуда из золота и серебра. Мы увидим, чем обходились властители мира до изобретения семейной фотографии — резными камеями из полудрагоценных камей с профилями благородных родственников. А изящная статуэтка увековечила комнатную собачку герцогини.
Хрустальные кубки, античные сосуды, редкие камеи, монеты и медали, тонкая резьба по слоновой кости, кубки из чудных морских раковин в золотой оправе — сокровищ не счесть. Выставку обещают разнообразить портретами их владельцев, так что мы с можем заглянуть в лица этих давно усопших любителей красивой жизни.
Другие мероприятия в Кремле:
- «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России» (до 24 июля, Успенская звонница)
- Лебединое озеро (22 мая, Большой Кремлевский дворец)
«Арте повера в Москве»
Арте повера, что переводится как «бедное искусство», гремело в 1960-х. Итальянские художники, считавшие минимализм слишком избыточным и роскошным, создали собственную концепцию, которая была тесно связана с политикой и социальной ситуацией в обществе. Им не нравилась коммерциализация искусства, не нравилось, что произведения искусства становятся объектом коллекционирования, золотым тельцом. Методы арте повера — теперь навязшие на зубах, а тогда — открытие, заключались в том, что самые обычные, повседневные вещи могли становиться частью художественного контекста. Художники использовали индустриальные, «грубые» материалы, радикальные методы, непрямолинейные инсталляции.
На эту выставку экспонаты привезут из туринского музея современного искусства Кастелло ди Риволи. Главные вещи — работы 1967–1971 годов, времени расцвета течения. Таковы представленные на выставке «Неон в цементе» Ансельмо, «Поручень № 2» Боэтти или «Венера тряпичная» Микеланджело Пистолетто. Даже названия настраивают на нужный лад, не так ли?
Другие выставки в МАММ:
- «Мик Джаггер. Фотокнига» (до 15 мая)
- «Тацио Секкьяроли. Первый папарацци» (до 3 июля)
- «Чернобыль. 25 лет спустя» (до 29 мая)
- «Занимательные истории. Из собрания Фотографического архива художников Рейнской области» (с 19 мая до 17 июня)
«Итальянское искусство для прослушивания»
В выставочном зале расположено 20 усилителей, и благодаря им экспонируемые произведения включаются в игру друг с другом. Получается своего рода театр: посредством звуков обещают разыграть спектакль и воплотить новый визуальный опыт плюс новую концепцию инсталлирования искусства.
Жанр этот сейчас модный — напомним, что премию Тернера-2010, одну из престижнейших наград в области современного искусства, дали за запись старинной шотландской песни XVI века. Да и прошлогоднюю премию Кандинского получила «Дорога» Александра Бродского — инсталляция, в которой запись стука колес играет едва ли не большую роль, чем вещественные предметы. Теперь же у нас есть возможность послушать зарубежные образцы.
Другие мероприятия в ГЦСИ:
- «Визуализация звука» (16 мая)
- «Андрей Хржановский. Мультипликация как образ» (с 27 мая по 12 июня)
«Великая Римская империя»
В ход пошли популярные исторические и художественные объекты итальянской культуры, герои римских мифов, а также популярные киноперсонажи. Одна из скульптур, изображающая римский сенат — с современной подоплекой: в виде античных сенаторов изображены лидеры стран «большой восьмерки». Песок, конечно, материал удачный — как еще Барака Обаму выдать за древнего римлянина?
Другие выставки песчаной скульптуры:
- «Знаменитые фонтаны мира» (ВВЦ, до 30 сентября)
- «Достояние Отечества» (рядом с Храмом Христа Спасителя, до конца года)
- «История народов мира» (Сокольники, с 21 мая до 3 октября)