Московский Мультимедиа Арт Музей на трех своих этажах временно приютит выставку Arte Povera — так элегантно на русский слух звучат слова «Бедное искусство».
В этом году Россия и Италия запустили перекрестную программу культурного обмена. В Риме уже стартовала огромная выставка, посвященная творчеству Дейнеки, во Флоренцию отгрузили 40 шедевров Русского музея в рамках проекта «От иконы до Малевича», а в миланскую галерею «Брера» на целый год отправили десятки картин из коллекций Щукина и Морозова, которые хранятся в Пушкинском музее.
Художественное направление Arte Povera – штука своеобразная. Дело в том, что эта группа художников, сформировавшаяся во второй половине 1960-х, декларировала сознательный отказ от всего, что в сегодняшнем массовом сознании связано с понятием «красота». Для изготовления работ художники использовали «бедные» материалы, то есть те, которые до этого никто не ожидал увидеть в галереях и музеях. К примеру, дерево, старые тряпки, булыжники, землю, стекло, скотч, куски фаянсовых раковин, арматуру и прочее.
На рубеже 60–70-х, конечно, зритель мог испытать от этого шок, хотя к тому времени европейская публика уже видела и писсуар Марселя Дюшана, и уорхоловские ящики от мыла, и много чего еще. Это был поворотный этап в развитии искусства, его выход за рамки материальной оболочки и мастерства исполнения в область идей. А идеи эти на сегодняшний взгляд совсем незамысловаты: критика общества потребления, позаимствованная у американских поп-артистов, и взращенные на итальянской земле, но успевшие стать интернациональными идеалы социальной справедливости.
С другой стороны, то, что у итальянцев вызывало раздражение и шок, а именно на это рассчитывали художники «бедного искусства», у россиян вызывает лишь скуку и усталость. Ведь у нас эти тряпки и бетонные чурки – сплошь и рядом, да и нищета в России уродливее хотя бы потому, что лишена солнца. Не говоря уж о том, что самый задрипанный неаполитанский дворик не выглядит столь удручающе, сколь центральная улица Челябинска или Тулы. Однако итоговую оценку ставить, разумеется, зрителю.
Заметим, что выставка в Мультимедиа Арт Музее – эксклюзивная, готовилась она специально для Москвы и никуда больше не поедет.