В Третьяковской галерее открывается настоящий выставочный блокбастер. Экспозиция «Святая Русь» сначала показывалась в Лувре. Теперь Москва готовится встретить пять сотен древнерусских шедевров.

Почему такие роскошные выставки с уникальными экспонатами делаются у нас на экспорт? Почему французам и Лувру удалось сдвинуть махину, которая нашим музейщикам казалась непосильной? Эти вопросы можно задавать бесконечно. Но факт остается фактом: одна из главных выставок сезона – продукт Года Франции и создана для иностранного зрителя. После триумфального показа в Париже она приехала в Москву.


Илл.: Икона Богоматерь Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери (фрагмент). XIX век, ГТГ. Настоящая энциклопедия всех самых почитаемых богородичных образов на Руси

Русские иконы наряду с яйцами Фаберже и картинами Малевича (авангардом) – это то, за что Россию особенно ценят в образованном западном мире. Собственно, названные три категории нашего наследия постоянно курсируют с одной правительственной выставки на другую. Но случай со «Святой Русью» – совершенно уникальный. В Лувре оказались собранными вместе не только иконы, но и такие вещи, которые в другом случае мы бы никогда не увидели в одном зале. Шутка ли дело – из Суздаля вывезли раритетные храмовые двери XII века. Из Сергиева Посада – драгоценный оклад Троицы. Из питерской Академии художеств – модели церквей Растрелли. Что ни предмет, то отдельная выставка, что ни вещь, то история.


Илл.: Наплечник со сценой Воскресения Христова (Лувр, ок. 1170-80-х гг.). Предположительно принадлежал князю Андрею Боголюбскому

После того как удалось собрать почти пять десятков реальных святынь, странно еще желать какой-то хитроумной концепции. Она, впрочем, имеется. Это ни много ни мало попытка понять «русскую душу». Например, первый раздел назван «Рождение в духе» – он, как не трудно догадаться, о Крещении Руси. Дальше речь идет о почитаемых святых, о монастырях как хранилищах культуры, о царях, олицетворявших божественного наместника, наконец, о Царстве Земном и Небесном. Конечно, все здесь устроено так, чтобы потрясти западного зрителя. Но, как выясняется, мы и сами подзабыли, «откуда есть пошла Земля Русская».


Илл.: Бармы (ХII — нач. XIII в.). Из собрания Музеев Московского Кремля

Как уже говорилось, набор экспонатов таков, что следующего подобного показа придется ждать столетие. При этом дизайнеры уже научились подавать православные святыни в таком ракурсе, в каком их не увидишь ни в одном музее. Остается только посочувствовать Третьяковке на Крымском Валу – не успели там рассосаться очереди на показ Левитана, как выстроятся новые. Так что выбирайте будний день – в выходные музейные залы будут напоминать храмы в пасхальную ночь.