В Центре фотографии имени братьев Люмьер на Красном Октябре открывается выставка «Московские истории. XX век. Часть I», где будет показано более 300 уникальных репортажных кадров, сделанных с 1900-х по1960-е годы.
На снимках – не только война и революция, снос храмов и строительство высоток, но и повседневная жизнь москвичей, какой ее помнят наши бабушки и дедушки. Эти старые фотографии удивительным образом передают атмосферу времени: как люди жили, чему радовались, как одевались, где любили гулять, на каких авто и троллейбусах ездили... Сильно ли изменился наш город за прошедший век? Мы выбрали несколько фотокадров с выставки и попробовали заснять современную Москву в тех же ракурсах, чтобы контрасты стали более наглядными.
Эммануил Евзерихин. Реконструкция улицы Горького. 1938
Обратите внимание, насколько шире сейчас Тверская. По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года старые дома по красной линии улицы Горького сносились, а за ними вырастали новые. Слева в кадре – «Елисеевский», а справа – обломки храма Дмитрия Солунского, стоявшего на углу улицы Горького и Тверского бульвара (теперь на его месте сталинский дом, в котором не так давно вновь открылся магазин «Армения»). На главной столичной улице не оставили ни одного храма.
Эммануил Евзерихин. Стоянка автомашин на Манежной площади (Эмки). 1935
Гордость советского автопрома ГАЗ-М1 (в народе «Эмка»). До войны московский таксопарк в основном состоял из «Эмок», а в войну на них перевозили маршалов. Репутацию авто подпортила эпоха сталинских репрессий – именно на «Эмках» по ночам забирали на Лубянку, за что машина и получила прозвище «черный воронок». Кстати, до середины прошлого века по Красной площади ходили автомобили и автобусы.
Эммануил Евзерихин. Чистопрудный бульвар. 1930-е
Глядя на этот снимок, вспоминаешь милый довоенный фильм «Подкидыш» – про маленькую девочку Наташу, которая потерялась в большом городе. Это оттуда сакраментальная фраза «Муля, не нервируй меня». Путешествуя по Москве, девочка побывала и на Чистых прудах. Сейчас лодок здесь нет, зато в жаркий день можно освежиться под сенью обновленного «Шатра» – изысканного ресторана на воде.
Юрий Кривоносов. Книгочей. 1950-е
Лапы львов, которые подпирают фонари у памятника Гоголю на одноименном бульваре, на солнце нагреваются. Так что сидеть на них тепло и уютно – львы тут не грозные, а милые и дружелюбные. Кстати, единую и обязательную школьную форму в СССР ввели после войны, в 1949-м. Она во многом повторяла дореволюционную гимназическую: мальчикам полагалось носить гимнастерки и фуражки, девочкам – платья с фартуками.
Александр Устинов. МХАТ. Проезд Художественного театра. Конец 1940-х
С 1998 года Камергерский переулок (в советские годы проезд Художественного театра) стал пешеходной зоной. Его вымостили гранитной брусчаткой и украсили фонарями, сделанными по эскизам Шехтеля. На старом снимке слева от здания театра виден флигель – напоминание об усадьбе Одоевских, главный дом которой неоднократно перестраивался. Шехтель в итоге перестроил его для МХТ. В 60-е флигель снесли.
Яков Халип. Памятник Ивану Федорову. Дирижабль. 1935
Тот же памятник первопечатнику, то же здание Минтранса. Вот только дирижабли перестали навещать московское небо.
Теперь их увидишь разве что на МАКСе. На старом снимке – легендарный советский аэростат «СССР – В6 «Осоавиахим», который в свое время установил мировой рекорд по продолжительности полета – 130 с половиной часов.
Фото: Сергей Бугаенко, Виктор Семанив