В Москве открылось как минимум пять выставок, обязательных к посещению. В качестве затравки — по одному шедевру с каждой.

Пьер Паоло Кальцолари. «Без названия»

Один из лидеров послевоенного европейского арта, Кальцолари вместе с соратниками по «бедному искусству» пытается изменить привычное представление о том, что мы видим в музеях. Его огромная инсталляция состоит из 12 лампочек, к каждой из которых присоединена неоновая надпись и динамик. Надписи («разрушение», «гниение», «рождение», «превращение» и т.д.) говорят о круговороте элементов жизни. Итальянцы привезли отличную экспозицию о том, что искусство – это ребус и философия.

  • Arte Povera, Мультимедиа Арт Музей, до 17 июля
     

Пабло Пикассо. «Художник за работой». 1964 г.

Какая же испанская выставка без вездесущего Пикассо? Не обошелся без него и музей Валенсии, который вывез в Москву свои шедевры ХХ века (чтобы не забывали – ведь идет Год Испании). Впрочем, глядя на виртуозный рисунок Пабло, понимаешь, что его мало не бывает. Тем более когда вместе с ним показывают Хуана Миро, Марселя Дюшана, Анри Матисса. Короче говоря, на Петровке возникнет музей западного модернизма, которого нет в Москве. Ни в коем случае нельзя пройти мимо нынешней испанской арт-звезды Антонио Тапиеса. Его персональной выставки мы вряд ли дождемся в ближайшее время – а тут он в наличии.


Оклад иконы «Святая Троица» Андрея Рублева

Экспонат, стоимость которого сопоставима с доходом небольшого государства. Уникальный оклад для иконы (сама «Троица», как известно, в Третьяковке) создавался веками. Рама и венцы – от Бориса Годунова в 1600-м, цаты (полукруглые украшения) – от первого царя династии Романовых Михаила Федоровича в 1626-м. Центральную фигуру украшает овальная панагия (на груди) – в нее вставлена камея XI века, сапфирин с вырезанным на нем изображением Спаса. Оторваться от всей этой роскоши невозможно. И это лишь один из почти четырех сотен шедевров на выставке!

  • «Святая Русь», Третьяковская галерея на Крымском Валу, до 14 августа.

Фигурка солдата запаса. Фирма К. Фаберже, 1915 г.

Помимо знаменитых яиц Фаберже (они, конечно, имеются на этой выставке) самого пристального внимания достойны драгоценные фигурки. Шутка ли дело – эта фигура солдата времен Николая II создана из разноцветных пород яшмы: оттенки подобраны так, что гимнастерка кажется застиранной. Демобилизовавшийся солдат прикуривает цигарку. Вот она – мода на народность. Одно из самых живых творений фирмы.


Джан Лоренцо Бернини. «Голова Медузы»

Выставка одного произведения. Небольшая скульптура эпохи барокко (начало XVII века) – вещь странная и даже загадочная. Привезена она из Рима и считается несомненной реликвией на все времена. Скульптор и архитектор Бернини изменил облик Вечного города (по сути, полностью перестроил папский собор Святого Петра как снаружи, так и внутри). Но проявил себя и в камерных произведениях. Необычность этого «портрета» хотя бы в том, что страшная Медуза показана не мертвой (голову ей отрубил Персей), а вполне живой. Страдания исказили ее лицо, змеи (они же – волосы) не так страшны, как того заслуживают. К слову, по соседству, в Пушкинском, выставляют еще один шедевр из Италии – «Палладу и Кентавра» Боттичелли. Самое время освежить знания по истории искусства.