В фонде «Екатерина» на Кузнецком мосту открывается масштабная выставка нонконформистов. Показывают только звезд: Илью Кабакова, Эрика Булатова, Эдуарда Гороховского, Виталия Комара, Александра Меламида.  «Ваш досуг» рассказывает, кто такие нонконформисты и почему их картины сегодня на вес золота.

Московские коллекционеры Владимир и Екатерина Семенихины – большие любители неофициального советского искусства. В прошлом году в их фонде прошла мощная выставка, посвященная московскому концептуализму. А на этот раз они решили познакомить публику с нонконформизмом.

Посетитель, зашедший в галерею в эти дни, обнаружит сразу две выставки. На экспозиции «К вывозу из СССР разрешено» собраны полторы сотни работ, сделанных в 70–80-е московскими художниками. Все произведения очень разные, объединяет их маленький факт – ни одна из картин официально искусством в СССР не признавалась. Вторая выставка – о том же, но с другой стороны. Взгляд изнутри. Ретроспектива фотографа Игоря Пальмина собрана из снимков той самой полуподпольной арт-Москвы 70–80-х, в которой творили художники. Эти документальные кадры позволяют нынешнему зрителю проникнуть в самое сердце московского нонконформизма. Заглянуть в мастерские и квартиры мастеров, увидеть, как они работали, пили, отдыхали, взглянуть на то, как проходили знаменитые выставки в Измайловском парке и павильонах ВДНХ.


Эрик Булатов. «Мак»

Открыточные виды

В 70–80-е в СССР процветал соцреализм. На Западе в то время современное искусство было уже признанным и вызывало всеобщий интерес. А тут советская доктрина признавала художниками лишь тех, кто изображал вождей, бескрайние просторы великой Родины, бодрых тружеников и счастливых карапузов. Но были и другие художники. То, что они делали, на соцреализм не было похоже и потому искусством не признавалось. Эти картины даже можно было вывозить за границу (отсюда и название выставки «К вывозу из СССР разрешено»), как какие-нибудь плакаты, открытки или репродукции. Это сегодня работы Оскара Рабина, Ильи Кабакова, Владимира Немухина, Корюна Нагапетяна хранятся в музеях и частных коллекциях и за миллионы долларов продаются на аукционах. А когда-то их просто давили бульдозерами.


Петр Беленок. Картина без названия

Бульдозеры и «абстракцисты»

Статус «запретного» такое искусство обрело после случившегося в 1962-м «кровоизлияния в МОСХ», как называли эту историю остряки. Втихомолку, конечно. Тогда выставку «30 лет МОСХа» в Манеже, где кроме мастеров соцреализма были выставлены и работы художников-новаторов, посетил Хрущев. Никита Сергеевич экспозицию раскритиковал, в выражениях не стесняясь. В историю вошло его гневное обращение «абстракцисты и пидарасы». В следующий раз показать свое искусство массам художники собрались лишь через десяток с лишним лет – и тут-то и были встречены бульдозерами.


Дмитрий Краснопевцев. «Натюрморт с цветочным горшком»

Озеленители в штатском

Так называемая бульдозерная выставка прошла – а точнее, была разогнана – в сентябре 1974 года. Сегодня эту дату принято считать отправной точкой нонконформизма. Тогда два десятка художников-авангардистов попытались развернуть выставку своих работ под открытым небом на пустыре в Беляево. С художниками пришли друзья и журналисты: несмотря на то, что официально таких художников как бы не существовало, многих волновало то, что они делают, – это был настоящий андеграунд.

На пустыре этот андеграунд встретили бульдозеры, водометы, самосвалы. А также сотрудники милиции, «переодетые» в озеленителей. Досталось и карти- нам – их ломали и втаптывали в грязь. И художникам. И даже журналистам. Среди попавших под руку «озеленителей» оказались корреспонденты иностранных изданий. И хотя в Москве факт удалось кое-как замолчать, зарубежная пресса отреагировала на варварский разгон выставки довольно остро, заявляя, что «могучий Кремль» опасается искусства, которое не в силах контролировать.


Игорь Пальмин. Художник Василий Ситников в квартире-мастерской

Мазила за миллион

Властям пришлось нехотя, понемногу, но уступать. Через две недели в Измайлове состоялся «Второй осенний показ живописи и графики» – уже без бульдозеров, зато с большим наплывом посетителей. Через месяц прошла выставка в Центральном доме работников искусств, в феврале 1975-го большую экспозицию показали на ВДНХ в павильоне «Пчеловодство». Со скрипом разрешив проводить вернисажи, власти совсем не спешили признать авангардистов художниками, в официальной прессе именуя их, например, «мазилами».

Студий и мастерских у подавляющего большинства из них не было, никто из них не был принят ни в один официальный творческий союз. Им приходилось вести двойную жизнь. Кто-то был вынужден зарабатывать на хлеб, трудясь дворником, кочегаром, рабочим. Другие, как Илья Кабаков, за чьи работы коллекционеры сегодня выкладывают миллионы долларов, «официально» занимались иллюстрированием книг. Виктор Пивоваров рисовал картинки для «Мурзилки». Борис Свешников работал сторожем в столярной мастерской... Своим собственным искусством они занимались у себя в квартирах, и там же, по большей части, его и показывали – и до «бульдозерной выставки», да и после.


Игорь Пальмин. Художник Илья Кабаков за работой

Конспиративная галерея

Вернисажи нонконформистов напоминали сегодняшние закрытые вечеринки. Попасть на них можно было только по знакомству. Придя в одну квартиру и рассмотрев «экспозицию», человек получал сообщение, что продолжение осмотра ждет его в другой «галерее». Под «галереей» имелась в виду обычная квартира. Фотограф Игорь Пальмин, друживший со многими неофициальными художниками, бывал и в этих квартирах на «вернисажах», и на выставках в Измайлове, и в «Пчеловодстве». Две выставки в «Екатерине» дают возможность перенестись в 70–80-е и почувствовать себя этаким ценителем андеграунда, идущим по Москве с одной конспиративной квартиры в другую. Чтобы поглядеть на работы, которые тогда, как бросовые вещи, были «к вывозу разрешены», а оцененными оказались только сейчас.