Вдоль ограды ГМИИ имени Пушкина вскоре вновь выстроятся многочасовые очереди. Юбилейный сезон – в 2012-м Пушкинский отметит столетие – музей открывает одной из самых масштабных выставок в рамках Года Испании в России. Живопись, объекты, графику Сальвадора Дали привезли из его театра-музея в Фигерасе.
Театр одного худо. Источник: Театр одного худо. Автор: Театр одного худо
Музей на месте театра
«Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон». Таким задумывал Сальвадор Дали, один из самых известных художников ХХ века и один из главных мастеров эпатажа, гений сюрреализма и очаровавший мир наглец, музей, посвященный себе.
Роскошный подарок родному Фигерасу Дали задумал сделать в 1961-м, когда мэр этого небольшого каталонского городка попросил у него одну из картин. Потратив 14 лет и львиную долю своих сбережений (также в музей вложились правительство и многочисленные жертвователи), в 1974-м художник наконец открыл свой храм сюрреализма. Выстроенное на руинах городского театра, где Дали в 14 лет выставил свою первую картину, издалека заметное здание, увенчанное огромными яйцами, стало главной достопримечательностью Фигераса – и главным хранилищем работ художника. В Москву работы из музея-театра Дали привозят впервые.
Открытие сезона
В последний раз ГМИИ имени Пушкина выставлял Сальвадора Дали в 2004-м, в год столетия художника. Тогда это были 60 офортов из собрания музея, и выставка имела несомненный успех. Можно представить, что будет твориться возле касс Пушкинского сейчас – наверняка очереди выстроятся не меньше, чем на прошлогоднюю выставку Пикассо. К собственному столетию, отмечаемому весной 2012 года, музей подготовил сильную программу, и открывает ее Дали. В главном здании покажут полторы сотни оригинальных работ, в том числе – живопись, объекты, иллюстрации, а также архивные фотографии.
По замыслу организаторов, у выставки несколько разделов. Тут будут ранние работы начала 20-х годов, тех времен, когда Дали не увлекся еще сюрреализмом, и более поздние, сделанные уже в его узнаваемом стиле. Конечно, не обойдется без посвящений музе, жене художника Гала, урожденной Елене Дьяконовой, несмотря на сложность отношений, вдохновлявшей и поддерживающей художника всю жизнь.
Театр одного худо. Источник: Театр одного худо. Автор: Театр одного худо
Лабиринт сюрреализма
Музей Дали в Фигерасе вышел, как и задумывал художник, настоящим «лабиринтом сюрреализма». Бордово-красные стены, украшенные «крапинами» желтых хлебных булочек, кажется, скрывают трехэтажное здание, но, попав внутрь, зритель обнаруживает, что в музее не три, а пять этажей. Художник лично отслеживал все этапы работ, и кажущийся поначалу лишенным всякой логики построения, в конце концов музей оказывается исключительно
продуманным и логичным.
Чтобы узнать в эксцентрично обставленной комнате знаменитую инсталляцию, изображающую лицо кинодивы Мэй Уэст, надо взобраться на лесенку и взглянуть в специальную линзу. («Губы» Мэй Уэст – красный диван, – кстати, входят в экспозицию в Пушкинском). Если в стене коридора есть окошко во внутренний двор, будьте уверены, оно открывает наилучший вид на скульптуру на улице, и надо обязательно в него заглянуть. Всякий метр пространства тут использован и посвящен Дали. Под гигантским стеклянным куполом, возведенным архитектором Эмилио Пересом Пиньеро, на месте бывшей сцены театра разместились монументальные работы художника. Переходя же из одного помещения в другое, можно разглядывать его наброски и иллюстрации (этюды к полотнам и рисунки, в частности, к первой части «Дон Кихота», тоже покажут в Москве).
В московской выставке за театральность экспозиции отвечает театральный же художник Борис Мессерер. Классический музей, Пушкинский уже доказывал свою способность к перевоплощению – хотя бы недавней выставкой, посвященной Кристиану Диору, буквально перекроившей внутреннее пространство залов ГМИИ. Интересно будет увидеть, как музей со столетней историей покажет работы Сальвадора Дали, перемещенные сюда из-под стеклянного купола дома в Фигерасе, венчающего, по словам художника, «новый, неожиданный и чарующий мир сюрреализма».