Пушкинский музей начал юбилейный сезон с роскошной выставки Сальвадора Дали. Обозреватели «ВД» прошлись по музейному кварталу и выбрали лучшее из того, что нужно посмотреть в ГМИИ.

Юбилей главного музея западного искусства будет отмечаться в мае 2012 года. Сто лет назад 31 мая (по новому стилю) император Николай II торжественно открыл здание на Волхонке. Тогда это не был в полном смысле музей — скорее учебное заведение. Профессор Московского университета Иван Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой) задумал собрать в одном месте копии со знаменитых античных статуй, чтобы бедные студенты, не имеющие денег на итальянские вояжи, могли (пусть и в слепках, то есть в копиях) увидеть зарубежные шедевры.


После революции и особенно по окончании Отечественной войны у музея появилась обширная коллекция картин. Так ГМИИ им. Пушкина превратился в единственный в Москве «рассадник» зарубежного искусства. Именно сюда привозили иностранные выставки, здесь учились западному взгляду на мир, многие поколения в местных лекториях постигали язык живописи и скульптуры. Сегодня Пушкинский невероятно разросся и превратился в целый музейный квартал. По соседству с главным зданием (с ионическими колоннами) возникли Музей личных коллекций и Галерея стран Европы и Америки (именно туда и перемес тили всех импрессионистов), детский центр «Музеон». К юбилею обещали открыть еще несколько близлежащих филиалов — в здании бывшей усадьбы Вяземских-Долгоруковых будет отдельный музей со старыми мастерами. Знаменитый архитектор Норман Фостер предложил ГМИИ сделать подземные коридоры, соединить весь квартал пешеходными зонами и еще массу модных и интересных проектов. Скорее всего, за оставшееся до юбилея время вряд ли что-то будет построено. Но то, что в музей из разных стран посыплются хитовые выставки, сомневаться не приходится.


Вернисажи сезона 2011–2012

В юбилейный год Пушкинский подготовил обширную выставочную программу — от скандального мастера XVII века Караваджо до американской звезды глянцевой фотографии Анни Лейбовиц. Уже сейчас идет хитовая выставка Сальвадора Дали — не пропустите.

«Датские мастера. 1800–1850 годы». 7 сентября – 6 ноября

Этой осенью в Москву приезжает датская королева Маргрете II. К ее визиту ГМИИ перетряхнул свои запасники и с помощью копенгагенских музеев подготовил выставку о золотом веке искусства этой скандинавской страны. Самое известное имя — Торвальдсен, скульптор эпохи классицизма и один из немногих датчан, получивших мировую известность. Однако статуй его не покажут — одни рисунки. Остальные экспонаты — картины академической школы.

«Парижская школа». 20 сентября – 20 ноября

Под таким названием объединяют художников со всего мира, которые жили на Монпарнасе 1900–1960-х годов — например, итальянца Модильяни, поляка Кислинга, румына Бранкузи. В начале ХХ века в их ряды влилось мощное пополнение из России — Хаим Сутин, Марк Шагал, Осип Цадкин, Александр Архипенко и многие другие. Смена страны помогла им по-настоящему раскрыться и вдобавок стать знаменитостями. На выставке покажут произведения всех жанров из музеев и частных коллекций Парижа, Женевы и Москвы.

Караваджо. IV квартал 2011 года (точной даты пока нет)

А в рамках Года Италии к нам привезут мастера совсем другого поколения — одного из самых популярных художников XVII века, хотя тоже гения, дебошира и эпатажника. Точной информации о выставке пока нет — известно лишь, что картины прилетят из Италии, Ватикана, а также, возможно, из Эрмитажа.

Кандинский и «Синий всадник». 4 октября – 15 ноября

Русский поляк Кандинский благодаря эмиграции в Германию стал художником поистине интернациональным. О нем и сплотившимся вокруг него художественном объединении — выставка из собрания городской галереи Ленбаххаус (Мюнхен). Шедевры мастера дополняют картины Франца Штука, Пауля Клее, Августа Макке, Алексея Явленского и Марианны Веревкиной. Это первая выставка «Синего всадника» в России.

«Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990–2005». 12 октября – 15 января

Новое подразделение музея — отдел искусства фотографии, пригласил в столицу, пожалуй, самого главного глянцевого фотографа современности. Лейбовиц прославилась портретами знаменитостей. Например, последним снимком Джона Леннона в обнимку с Йоко. Уже несколько десятков лет она работает для Vanity Fair, и каждая ее съемка оказывается маленьким шедевром. Вспомните голливудских актрис в облике диснеевских принцесс. Помимо актеров, музыкантов и политиков на выставке можно увидеть фото из семейного альбома Лейбовиц.

«Уильям Блейк и британские визионеры». 9 ноября – 11 февраля

Самый фантастичный художник Англии XIX века известен странными и непривычными рисунками к Библии. Помимо плодов его воображения, из шести крупнейших музеев Великобритании к нам приедут ночные кошмары Фюсли, элегантные дамы прерафаэлитов Россетти и Берн-Джонса, а также декадентские силуэты Обри Бердслея.

 

 


Помимо выставок: Шедевры коллекции ГМИИ

Пока марафон только начался, есть возможность еще раз пройтись по залам и увидеть всемирно известные произведения в постоянной экспозиции.

Главное здание

1. Мумии Египетского зала

В современном мире царствует культ жизни, а у древних египтян был культ мертвых. Египетский зал ГМИИ подробно рассказывает о погребальной церемонии и подготовке к ней. Здесь мумии людей и животных, в том числе поражающая воображение распеленутая мумия и сосуд для внутренностей.

2. . «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». 1660

Это сравнительно небольшое по размеру (71×93 см) полотно является одним из главных в карьере мастера. В основе картины — библейский сюжет. Жена персидского царя Артаксеркса иудейка Эсфирь обвинила любимца супруга, визиря Амана, в коварных планах истребить ее народ. Глубокое, будто светящееся изнутри полотно Рембрандта называют одной из жемчужин мировой живописи.

3. Пьетро Перуджино. «Оплакивание (Пьета)». 1497

Мастер эпохи Возрождения, Пьетро Перуджино был учителем Рафаэля. Работа коллекции ГМИИ восходит к фреске, написанной для одной из старинных флорентийских церквей Сан Пьер Маджоре.

4. Собор двенадцати апостолов. Начало XIV века

Сюжет этой иконы – шедевра живописи так называемого Палеологовского Ренессанса (первая треть XIV века) — связан с церковным праздником, Собором славных и всехвальных двенадцати апостолов. Апостолы изображены столь естественно и реалистично, что можно подумать, что перед зрителем не икона, а групповой портрет, скажем, философов того времени.

 

 

Галерея искусства Европы и Америки XIX-XX века

5. Огюст Роден. «Поцелуй». 1886

Одна из главных работ ваятеля, скульптура «Поцелуй», была этюдом к «Вратам ада». Эта полная страсти и жизни работа — подлинный памятник любви художника. Моделью для «Поцелуя» Родена стала его возлюбленная Камилла.

6. Винсент Ван Гог. «Красные виноградники в Арле». 1888

Собрание Ван Гога в Пушкинском невелико: пять картин, при этом все они были созданы в течение трех последних лет жизни художника. Самое известное из пяти полотен — «Красные виноградники» — написано в 1888-м, в период жизни Ван Гога в городке Арль на юге Франции. Картина стала одной из немногих, проданных при жизни художника.

7. Пабло Пикассо. «Девочка на шаре». 1905

Без сомнения, один из главных шедевров собрания. Работа «розового периода», сменившего в творчестве Пикассо более мрачный «голубой».

8. Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы». 1897

Еще один из знаковых экспонатов коллекции музея. Увлеченный миром балета, Дега показывает тут танцовщиц не на сцене, а за кулисами, давая зрителю непривычный ракурс. Художник Морис Дени, увидевший картину в 1909-м в Москве в домашней коллекции Щукина, назвал ее «самой прекрасной, самой звонкой и самой новой».

 

 

Отдел личных коллекций

9. Плакаты Родченко

На волне интереса к конструктивизму плакаты основоположника дизайна в Советском Союзе Александра Родченко сделались настоящим элементом поп-культуры. Собрание работ знаменитых русских авангардистов Родченко и его жены Варвары Степановой, хранящееся в Отделе личных коллекций, — самое крупное в мире.

10.  Дмитрий Краснопевцев. «Два розовых кувшина». 1970

Шестидесятник Краснопевцев имел особое отношение к вещам. После смерти художника в 1995-м его вдова Лидия передала Отделу личных коллекций больше семи сотен предметов. В их числе не только полотна, но и предметы, ставшие «героями» работ Краснопевцева — ГМИИ, таким образом, удалось воссоздать атмосферу мастерской одного из самых известных представителей неофициального искусства.