С 16 сентября до 7 октября в здании ЦДХ проходит выставка номинантов премии Кандинского 2011. Накануне объявления тройки финалистов VashDosug.ru побеседовал с одним из кураторов экспозиции, сотрудником отдела новейших течений Третьяковской галереи Кириллом Алексеевым.


Новички

— Зритель уже привык каждую осень видеть номинантов премии в одних и тех же залах ЦДХ, причем — зачастую одних и тех же художников, пусть и с новыми проектами. Появилось ли в этом году что-нибудь принципиально новое?

— Особенность этого года — большое количество произведений в жанре видеоарта. В наших залах собрано 10 работ (в 2010-м их было вдвое меньше). Раньше он был представлен достаточно бедно, теперь же его не просто много: он, вдобавок, весьма интересно и вариативно подан, да стал и намного сложносоставней — не один экранчик на работу, а несколько.


Надежда Анфалова. «Космодвор»

— Многие из присланных на конкурс работ москвичи могли видеть в течение пары последних лет в различных галереях Москвы (например, Pharmaconcert Чертоплясова, «Показательный процесс» Кориной или «Машину порядка» Ефимова). А работа Надежды Анфаловой «Космодвор» вообще прямо сейчас демонстрируется в Москве одновременно на трех площадках — здесь, на выставке «Заложники пустоты» в ГТГ и в основном проекте Московской биеннале. Можете ли вы перечислить настоящих «новичков» среди экспонатов?

— Назову работу своего однофамильца, художника Николая Алексеева из Воронежа. Его «Найденные ланшафты» представлены в номинации «Молодой художник. Проект года». Скульптурная часть проекта — гипсовые отливки в пенопластовые упаковки, а линия горизонта создается тестовой полосой принтера — теми точками, которые остаются за кареткой принтера. Алексеев, таким образом, репрезентует своего рода пустоту, «ничто». В той же номинации — работа . Она собиралась показать свою мастерскую, но ей помешала болезнь. И тогда мы заменили саму мастерскую точными размерами этого пространства, с той лишь разницей, что теперь внутрь войти нельзя. Все, что есть вокруг, мы при этом задействовали. Получился своего рода кот Шредингера, барашек из «Маленького принца».


Николай Алексеев. «Найденные ландшафты»

Создание лабиринтов

— Экспозиция премии Кандинского всегда похожа на загадочное царство: где-то полумрак, где-то яркий свет, из укромных уголков раздаются загадочные звуки и даже завывания ветра, что-то звенит, клацает и разговаривает на разные голоса. Что труднее всего при создании подобного «аттракциона»?

— Для нас с моим коллегой, вторым куратором Кириллом Светляковым, самой большой проблемой было правильное выстраивание экспозиции, полной большого количества динамических видеорядов — вспомните о десятке видеопроектов! Нужно было отделить звук и картинки, разделить пространства таким образом, чтобы ни одна работа друг другу не мешала. Мы расставили «шумные» произведения искусства как можно дальше друг от друга и внимательно следили, чтобы эффекты не перекрывались.


Иван Чуйков. «Расщепление»

— В прошлом году, когда посетитель поднимался по лестнице, первое, что он видел на выставке — крупную инсталляцию «Дорога» Александра Бродского с имитацией ж/д купе, которая в итоге и стала победителем. В этом году на самом выигрышном и зрелищном месте стоит «Расщепление» Ивана Чуйкова — имитация жилой советской комнаты...

— ...И все говорят, что это место фаворитное, что оно подсказывает, кому дать награду? В действительности все очень просто. Человеку, который только поднялся сюда, надо показать работу, которая убедительно могла бы покорить вот это огромное пространство 17-го зала. Большое, плоходелимое, безбрежное бетонное пространство — в традициях типичных советских залов. И я, когда ставил сюда проект Чуйкова, руководствовался тем, что эта крупная работа отлично владеет пространством. И поэтому она здесь. Неудивительно, что те работы, которые ставили сюда же предыдущие кураторы, берут первые места — потому что на это место слабое произведение попасть и не может.

— Какому произведению было труднее всего найти место?

— Труднее всего ставятся «плохие», проигрышные вещи. Я бы не хотел называть их, потому что это повлияет на их восприятие. Это совсем неправильно.

Любимчики

— Среди 40 проектов, представленных в трех номинациях, можете ли вы назвать самые удачные, на ваш взгляд, произведения?

— Мне бы хотелось выделить Ольгу Шагауддинову из Хабаровска. Ее видеоработа «Боль Волны» очень эмоциональна, очень лична, но при этом — из числа тех редких произведений, когда интеллектуальность не мешает эмоциональности.


Леонид Комиссаров. «Московские кинотеатры»

Конечно же Леонид Комиссаров, который показывает свои «Московские кинотеатры». Он уже выставлял их раньше, но каждый раз я вижу их совершенно по-другому. Старые советские здания в его объективе стали арт-объектом, отстоящим от всей архитектуры города, вырывающимся из него. Они теперь уже не архитектурная постройка, а некий арт-объект в теле, кровеносной системе всего городского устройства.

Также мне хотелось бы выделить Таус Махачеву с ее видеоработой «Пуля», где она стреляет в песок. Лично для меня это абсолютный лидер, потому как любое произведение искусство должно передавать не только переживания конкретного художника. Оно интересно именно тогда, когда эти рефлексии становятся общими для всего времени. И вот Махачева как раз показывает это ощущение времени, переживание современного временного континуума, который мы не замечаем — как те рыбы, которые в мусульманской притче пошли искать воду. Эта ее работа совершенно замечательным образом показывает дух времени.

Фото: citizen-ka, Пономарева Софья