В залы Третьяковской галереи на Крымском Валу стоит идти ради искусства ХХ века. Сразу три выставки достойны самого пристального внимания.
В отличие от главного корпуса в Лаврушинском переулке (там, где станция метро «Третьяковская») филиал Третьяковки на Крымском Валу (тот, что в огромном здании-чемодане, больше известном как Дом художника) не перегружен школьными экскурсиями и досужими туристами. Но для людей думающих и интересующихся актуальными направлениями – очень правильное место. В ближайшиe неделю-две рекомендуем его тем, кто хочет понять, что такое авангард и русское современное искусство.
Мода от квадрата
В. Татлин. Эскиз декораций к опере «Жизнь за царя»
Начать стоит с третьего этажа. Там открылась выставка, посвященная 125-летию Владимира Татлина – одного из самых ярких и, без сомнения, гениальных художников первой половины ХХ века. Подлинных произведений Татлина сохранилось до обидного мало – его рельефы (конструкции из дерева и металла, которыми восхищались критики 1920-х) почти все уничтожены временем. Его театральные идеи в большинстве не были реализованы. Его живопись и графика почти не выставлены на постоянное обозрение. Поэтому любой показ Татлина – уже событие.
Еще до начала татлинской ретроспективы зрителей Третьяковки встречает его знаменитая башня – памятник III Интернационалу. Понятно, что это реконструкция. Но башню знают во всем мире – она превратилась в символ революционной архитектуры. Собственно, сама выставка очень небольшая (полтора зала). Но посмотреть есть на что – например, на эффектные татлинские костюмы к опере «Жизнь за царя». В качестве бонуса одна из молодых дизайнеров воссоздала «рабочие» костюмы Татлина, в которые тот хотел одевать советских граждан. Теперь это уже будет высокая мода конструктивизма.
Клубный драйв
А. Родченко. Реконструкция интерьера Рабочего клуба
Прямо по соседству – подарок музейщиков из Баден-Бадена. Они отдали Третьяковке большую комнату с воссозданным интерьером Александра Родченко. В 1925 году Родченко вместе с архитектором Мельниковым придумали для советского павильона в Париже особый аттракцион. Они создали универсальный «Рабочий клуб» – интерьер для отдыха и просвещения. И сегодня эта красно-белая комната смотрится невероятно актуально. Настоящая квинтэссенция конструктивизма: все функционально, просто, геометрично. Есть раздвижная трибуна оратора с экраном, имеются столы для чтения литературы и, наконец, настоящий мебельный шедевр – шахматный стол. В качестве приложения к этой инсталляции – фотографии Родченко, приехавшие на время из фонда государства Лихтенштейн.
Пустота ‒ не так проста
К. Рождественский. Пейзаж со снопами. 1934.
Эта выставка, увы, пустует в будние дни. Видимо, тема отпугивает – «Заложники пустоты» – о том, как художники ХХ века воспринимали пустое пространство. Но если разобраться, это один из самых интересных и остроумных проектов Биеннале современного искусства.
Здесь показано, как неофициальные мастера преодолевали «пустоту жизни», как картина превращалась в белый фон (вспомним Малевича), как возникали пустые комнаты в виде инсталляций. И все вместе рождает множество ассоциаций: тут Смерть и Жизнь в одном флаконе, тишина и музыка и еще масса всего важного и волнующего. Художники – сплошь мастера первого ряда из когорты концептуалистов и модернистов. Конечно, можно было бы подать такой материал поэффектнее (на Западе сделали бы целое шоу). Но то, что в главном музее заговорили о парадоксальных вещах, – уже отлично.