Третьяковская галерея любит устраивать огромные ретроспективы отечественных классиков к их юбилеям. В прошлом году это был Левитан, выставка которого побила все рекорды посещаемости — хвост очереди за билетами выстраивался от ЦДХ аж до Садового кольца. В этом сезоне аналогичные надежды возлагаются на другого мэтра XIX века — Николая Ге.
Его картины — из тех, что помнятся с детства, даже когда фамилия художника и подзабылась. Это хрестоматийные «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» и «Что есть истина?», которые наверняка соберут на выставке небольшую толпу. Кроме того, зрителям покажут огромный новозаветный цикл, над которым художник трудился всю жизнь. В императорской России эти картины были не слишком популярны — их считали уж больно реалистичными и даже карикатурными. «Какой же это Христос, это больной Миклухо-Маклай!», ругался император Александр III. Позже, в Советской России, их популярности, наоборот, повредил слишком благолепный сюжет. Зато всегда высоко ценились портреты кисти Ге — в особенности изображения Льва Толстого, Герцена, и других писателей того времени — например, Салтыкова-Щедрина, Некрасова.
На юбилейную ретроспективу Третьяковская галерея попыталась собрать максимум работ. Всего приедут 230 произведения, в том числе малоизвестные украинские произведения. Из парижского музея Орсе приедет еще одна скандальная новозаветная картина — «Распятие», которая шокировала буржуа чрезмерной эмоциональностью. Предмет особой гордости музея — папка с 55 эскизами, которые после революции оказались за границей. История их находки весьма авантюрна. В 1974 году студент Женевского университета углядел рисунки на местном блошином рынке. Кто был автором рисунков — барахольщики не знали, а следы ног на бумаге указывали, что по ним даже кто-то топтался. Юноша выкупил собрание, спустя несколько лет узнал имя рисовальщика, увлекся русской культурой и оказался настолько благородным, что сейчас, уже пожилым человеком, с удовольствием позволил банку ВТБ приобрести эту папку для Третьяковской галереи. Музейщики от этих рисунков в восторге и надеются, что современная публика испытает те же эмоции.