Потрясающая выставка, соединившая актуальные модернистские картины и фотографии.

Вот уж действительно Москва пресытилась отличными выставками! В другом бы городе коллекцию банка UniCredit (а она, между прочим, одна из лучших и богатых среди всех мировых корпоративных коллекций) повесили бы где-нибудь в Лувре или в Британском музее. У нас для нее находят место на «Винзаводе», куда обычно приходят ради самого актуального, а значит – не факт, что проверенного временем и классического искусства. Здесь же такие имена, от которых у ценителей модернизма ХХ века дух захватывает – Де Кирико (эдакий итальянский Сальвадор Дали), Джорджо Моранди (изысканный минималист), гений конструктивизма Александр Родченко, фотоклассик Анри Картье-Брессон. Все это, понятно, куплено за немалые деньги, а значит – самого высокого качества.

Впрочем, в выборе места именно для этой экспозиции есть своя логика. Кураторы выбрали такие работы, где была бы видна метафизика, то есть магия города. А где, как не среди бывших промышленных корпусов позапрошлого века она чувствуется? Именно здесь в полной мере понимаешь смысл картин Де Кирико, изображающего «Площади Италии» как погруженные в сон пустынные пейзажи. Или даже питерские пейзажи поставангардиста Леонида Зусмана.

К слову сказать, у выставки замечательная сценография. Сначала вы словно приземляетесь в незнакомом городе и видите его из салона самолета. Отсюда многочисленные карты и виды городов, например план Милана, сделанный из хлеба молодым итальянцем Давидом Реймондо. Дальше уже идут модернистские картины с видами улиц и площадей (от итальянцев до немецких экспрессионистов, для которых город – это, прежде всего, кишение улицы). Затем настает время фотографии. Для фотомастеров были важны уже не столько пейзажи, сколько люди, которые этот пейзаж создают: не случайно одна из нынешних немецких знаменитостей Андреас Гурски снимает города (в данном случае биржу) как большой человеческий муравейник. Тут же и российские художники, предлагающие свои версии «жизни в городе».

Как выясняется, осмысление и изображение городов происходило вместе с развитием искусства ХХ века: от еще масляных пейзажей к экспрессионистическим работам, а потом к фотографиям и фотомонтажу. Дальше, наверное, должно идти компьютерное искусство и социальные сети. Но банк такое творчество не собирает – наверное, боится испортить свои системы.