В галерее FotoLoft на Винзаводе открылась выставка «Героини. Памяти последнего плейбоя. Гунтер Закс». Обнаженные модели как объекты современного искусства оказались экспонатом любопытным — равно как и их автор.

Биография Гунтера Закса — чтение захватывающее. В 1960-70-х он не сходил со страниц западной прессы — как сейчас . Только жизнь его была более стильной и, пожалуй, более осмысленной.

Один из тех, с кого массовое сознание лепило свой образ классического джентльмена-плейбоя, он родился перед Второй мировой войной в семье миллионеров — владельца заводов шарикоподшипников «Sachs» и внучки основателя компании «Опель». Отец заигрывал с Третьим Рейхом, благоразумная мать же развелась и уехала вместе с детьми в Швейцарию. Семейное состояние после войны не пострадало, и молодой Закс все 78 лет своей жизни тратил его в свое удовольствие, даже не стараясь вычерпать до конца.

В 1960-е репортеры преследовали Закса неотступно. Обладатель роскошных яхт, автомобилей и мотоциклов, рекордсмен бобслея (любимой игры нынешнего принца Монако Альберта), он окружал себя самыми красивыми женщинами. Много шума наделал его роман с Сорайей, экс-королевой Ирана, которая после развода влилась в светскую жизнь Европы и немного снималась в кино.

Кульминацией его побед стала , за которой он ухаживал, по её словам, «как Джеймс Бонд». Она пыталась устоять, но Закс явился к ней на ее виллу Мадраг в Сен-Тропе в смокинге и черном плаще с алой подкладкой, и вдобавок на водных лыжах — а в это время с вертолета сверху сыпались тысячи алых роз. (Кстати, именно Закс сделал местечко Сен-Тропе легендарным). Бардо сдалась, и на личном реактивном самолете Закса они улетели в Лас-Вегас, где расписались по-быстрому. Брак, увы, продлился всего 3 года — примадонне было трудно выдержать в качестве мужа человека, который пропагандирует свободную любовь. Больше актриса не решалась выходить замуж целых 20 лет.

Однако энергии, азарта этого человека хватало и на совсем другую деятельность. С 1950-х годов начал собирать коллекцию современного искусства — и дружить с художниками. Сейчас Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали или Рене Магритт — уже классики, он же делал их модными. Закс стоял у истоков создания мюнхенского Музея современного искусства, и несколько лет был его президентом. Первая выставка в Европе малоизвестного тогда автора Энди Уорхола — тоже дело его рук. В 1972 году он показывал его в своей собственной арт-галерее в Гамбурге, и когда американец расстроился, что никто его картины не покупает, тайком купил их сам.

Человек, который хорошо снимал

Собирательства этому плейбою было недостаточно. Попробовав все развлечения на свете, он решил заняться профессиональной фотографией. Мало какой адепт dolce vita рискнет выставить свои творения, свои «маленькие хобби», на суд публики. Закс, как выяснилось, и не рисковал вовсе — настолько качественны его работы. С 1970-х он востребован, и много работает для модных журналов, календарей и рекламы. Состояние дало ему возможность экспериментировать, придумывать что угодно — роскошь, которой лишены фотографы, зарабатывающие себе на хлеб. Маленький эпизод этой вседозволенности — в 1973 году Закс первым помещает обнаженную натуру на обложку журнала (это был Vogue Paris).

Намного важнее — влияние на стиль Закса всех тех сюрреалистов, которых он приобретал для своей коллекции. Его фирменный прием — соединение реальной действительности и мимолетных образов из сновидений.

Даже банальнейший сюжет — голая девушка в пейзаже, он умудряется подать ирреально. Никогда не экономя на производстве, Закс печатал невероятно качественные снимки еще в доцифровую эру. С появлением же компьютерной графики он окунулся в экспериментирование с цифровым фото, и его превращая в объект искусства. В фотографии он остался современником Хельмута Ньютона и предшественником Дэвида Ла Шапеля — достойный итог для художника... И это мы еще не перечислили его многочисленные победы в жанре документального кинематографа. (Один из фильмов, о бывшей жене, можно будет увидеть на выставке).

Последний всплеск энергии Закса пришелся на начало 1990-х, когда он встретил восходящую звезду, свою соотечественницу Клаудию Шиффер и заметил ее сходство с Бардо. Тогда он создал серию «Героини»: 13 снимков Шиффер в образе из «Голубого ангела», Бардо из «И Бог создал женщину», Лары из «Доктора Живаго», Клеопатры, Шахерезады, Маты Хари, Жанны д'Арк, Кармен и Айседоры Дункан и прочих. Так Шиффер впервые перекочевала из рекламы в большое искусство.

Выставка в галерее FotoLoft заимствовала название у этой серии, хотя из нее представлена только одна фотография. Снимков вообще немного — экспозиция приехала к нам из петербургской Lazarev Gallery, где несколько из них было продано. Продаются и эти. Составить полное впечатление о творчестве Закса здесь вряд ли получится. Не сравнить с масштабной экспозицией в Царицыно в 2009 году. Зато выйдет приобщиться к легенде: весной этого года 78-летний плейбой, замученный симптомами наступающего Альцгеймера, застрелился. Мирская слава проходит быстро — большинство некрологов в прессе звучали так: «умер бывший муж Бардо». Постаревшая актриса, живущая на все той же вилле Мадраг в окружении множества спасенных зверушек, дай Бог, не испытала злорадства. Давайте же и мы запомним, что этот брак не главное достижение Гунтера Закса — он достоин такого одолжения.

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ

До 27 ноября.

Илл. 1: Закс и Сорайя
Илл. 2: Закс и Бардо
Илл. 3. Г. Закс. "Оммаж Энди Уорхолу" (Клаудиа Шиффер в образе Бардо на портрете Уорхола)
Илл. 4. Г. Закс. "Героический эпос" (из 3-х частей)
Илл. 5. Г. Закс. Обнаженная.
Илл. 6. Г. Закс. Клаудиа Шиффер в образе Клеопатры