Стэнли Кубрика как режиссера знают все, но Кубрика-фотографа – совсем немногие. Снимки будущего классика кино, рассказывающие, как юношеский роман с фотографией перерос в любовь всей жизни – с кинематографом, показывает Мультимедиа Арт Музей.
Кубрик был типичным парнем из Бронкса – задиристый умник, не слишком образованный, но упертый. Поэтому, когда 13-летнему подростку отец купил фотокамеру Grafl ex, тот отправился не в кружок юных оптиков, а прямиком на улицы родного Нью-Йорка. Дилетантизм с лихвой окупился азартом, тем более что денег на новое хобби уходило немного. Отец Стэнли, сам заядлый фотолюбитель, построил дома маленькую студию с проявочной, метрами пленки и прочей атрибутикой.
Школу, в которой, по воспоминаниям Кубрика, ему было попросту неинтересно, он использовал с единственной целью: став фотографом стенгазеты, получил легальное право пропускать занятия. Темы для репортажей Кубрик выбирал всегда на злобу дня. Впрочем, в каждой из них он всякий раз находил что-то личное.
Самой любимой темой будущего режиссера стал Нью-Йорк – он дышал с этим городом в унисон, ловя каждый хрип, всхлип и вопль. Чаще всего на фотографиях – отчасти документальных, отчасти постановочных – люди, окруженные небоскребами. Одной из самых известных ныне считается серия с белобрысым чистильщиком обуви, буквально задавленным ногами прохожих, проезжающими машинами и нависающими громадами из железобетона.
Еще одна тема Кубрика – мрачноватые типы в шляпах и пальто. Одни мимо камеры целились из пистолетов, другие смотрели в объектив так, будто пистолет у них был в кармане – заряжен и спущен с предохранителя. Это увлечение Кубрик пережил только к середине 1950-х, сняв к тому моменту два практически образцовых нуара – «Поцелуй убийцы» и «Убийство».
1951-й можно считать датой, когда с фотографией было покончено. В 23 года Кубрик променял ее на кино. В том же году вместе с Картье в главной роли он снял свою первую документальную короткометражку и продал ее на телевидение. «День боя» рассказывал о напряжении боксера перед схваткой и безжалостности самой схватки. Хотя съемки аналогичных короткометражек отнимали больше сил и денег, чем приносили, любовь к кинематографу только росла. Дальше уже начинается другая, куда более известная история про десяток лент, сделавших революцию в послевоенном кино. Впрочем, с фотографией Кубрик рвал только официально. После смерти режиссера, в 2008 году его семья обнародовала содержимое сотен коробок, которые пылились в доме последние 40 лет. Из них, помимо газетных вырезок, ворохом высыпались фотографии. Все это было про собственные фильмы – снимки кастингов, декораций, съемочной площадки, которые Кубрик делал самостоятельно. Только так он смог примирить в себе любовь к фотои кинопленке.
Увидеть фотографии 20-летнего Стэнли Кубрика можно будет в Мультимедиа Арт Музее. Впервые в Москве представят около 200 снимков, созданных им в 1940-е годы для журнала Look. В рамках выставки также пройдет встреча с исследователем творчества Кубрика и куратором экспозиции Райнером Корне (16 ноября в 19.00). Кроме того, в дни выставки в кинозале МАММ пройдут показы самых знаменитых фильмов Стэнли Кубрика.