Увидеть песни Владимира Высоцкого так, как их видел и видит один из близких его друзей, художник Михаил Шемякин, можно на выставке, проходящей в ГМИИ имени Пушкина.
«Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это – навсегда. Ангелы наши, творящие и любящие Свет, Красоту и Справедливость, узнали друг друга, а духи бесшабашности, буйного отчаянного веселья и разгула, сидящие в каждом из нас, узнали друг друга тоже». Так пишет художник Михаил Шемякин, вспоминая свою дружбу с Владимиром Высоцким, «силу сотворчества и «жизнетворчества», которая опалила и сплавила души».
Они познакомились в 1974 году, вскоре после того, как Высоцкий, женившись на Марине Влади, стал бывать в Париже, где жил тогда Шемякин. Всякий раз, приходя к художнику в мастерскую, Высоцкий рассказывал ему о том, что творится в России. Шемякин же готовил к каждому приезду друга альбомы по искусству, запрещенные в Союзе книги и виниловые пластинки. Он вспоминал, что Высоцкий буквально влюбился в живопись Сутина и скульптуру Джакометти, увлекся обэриутами – Хармсом, Олейниковым, Введенским, музыкой Шенберга, Берга. Шемякина же восхищала и покоряла «нечеловеческая энергетика» Высоцкого. В той же мастерской, где они часами говорили, слушали пластинки, работали вместе, Шемякин записывал на винил песни Высоцкого. Записи, вышедшие в Нью-Йорке уже после его смерти, в 1987-м, называют одним из лучших профессиональных изданий поэта и музыканта.
«Конец охоты на волков» – это посвящено Михаилу Шемякину. И я придумал эту песню из-за него. «Купола» – этим я тоже обязан ему. Это для него. И самая серьезная моя песня «Я был и слаб, и уязвим»! Миша! Это ты дал мне эту идею». Это уже – слова Владимира Семеновича, его письмо, адресованное Шемякину. Автограф в числе других писем, записок, черновиков, архивных фотографий поэта можно увидеть на выставке в ГМИИ. Тут же – те самые пластинки, записанные Шемякиным: чтобы сделать их, он специально выучился на скоростных курсах звукооператоров. Главное же в экспозиции – иллюстрации художника к песням Высоцкого, которые Шемякин сделал для только что вышедшей книги «Две судьбы», посвященной другу. Гротескные, фантасмагоричные рисунки – 42 иллюстрации к 42 песням, по числу лет, прожитых поэтом, – Шемякин готовил к изданию почти десять лет. Кого-то эти рисунки могут удивить, но художник уверяет: в них нет вымысла, только метафоры поэта, выраженные иным, изобразительным языком. Доказательство тому – эскизы к иллюстрациям, тоже представленные на выставке, испещренные пометками с цитатами стихов Высоцкого.