Каждый год перед рождественскими каникулами галерея Полины Лобачевской затевает что-нибудь эдакое. И в этот раз зрителям приготовили феерический подарок – проект «Цирк!».
Иные снобы, возможно, и фыркнут, когда услышат, что цирк – великое искусство. Таким его разве что Ленин с Луначарским считали. Полина Лобачевская, куратор проекта «Цирк», который стартует в «Домике Чехова», не согласилась бы ни с первыми, ни со вторыми. Есть более точная формулировка. Цирк – самое честное искусство. Тут уж, действительно, зрителя не обманешь: пожалуй, только в цирке остался значимым критерий мастерства. Если факир пьян, то фокус, скорее всего, не удастся, если эквилибрист не отточил до совершенства каждое свое движение на 13-метровой арене, это сразу станет очевидным. Однако Лобачевскую интересует скорее цирк не как герметичная система, а как образ в искусстве и метафора жизни, иначе в свою «арт-труппу» она бы набрала не модных московских художников, а клоунов, акробатов и уродцев.
У входа в галерею установлена светящаяся шестигранная ширма – выставка начинается уже здесь. Зрителя как будто приглашают войти не в особняк XIX века, а под своды циркового шатра. Когда попадаешь внутрь, то видишь все атрибуты настоящего шапито: арену, зрительный зал, дрессированных животных, акробатов, фокусников и клоунов. Однако и арена, и зрительный зал, и животные с фокусниками и клоунами представлены в интерпретации художников, современных и давно ставших уже классиками. По замыслу куратора, зритель почувствует связь времен. На выставке представлены работы Натальи Северцовой и Владимира Добужинского, масло Анатолия Зверева, графика Стенберга и фотография Родченко – все подлинники. Здесь же – мультимедийная инсталляция Долгина и Юсуповой, космические объекты Баданиной. Месседж состоит в том, что в искусстве связи непрерывны, несмотря на эволюцию техник и технологий. Цепь едина, хотя эти художники жили и продолжают жить при различной политической ситуации, на разных этапах развития социума.
Нобелевский лауреат Франсуа Мориак написал: «Цирк – последнее прибежище чистого искусства». Надо сказать, что тема эта не оставила равнодушными не только художников, участвовавших в этом проекте. Те же образы в своих работах интерпретировали оба Брейгеля, Гойя, Домье, а в эпоху модернизма цирк стал настоящим хитом. Им вдохновлялись Сезанн, Тулуз-Лотрек, Ренуар, ну а к середине ХХ века цирк полюбило кино: режиссеры от Феллини до Линча использовали образы цирковых силачей, глотателей огня, бородатых женщин.
Дело в том, что цирк – искусство очень пластичное, живописное и, конечно же, очень чувственное. Оно равно стремится и к совершенству, и к уродству, а художнику всегда интересно работать в мире крайностей. В центре этой системы человеческое тело: развитый скелет и выносливые мускулы. Но при кажущейся однозначности цирк населяют сложные психологические образы, особенно активно искусство к ним прибегает в непростые времена. Когда мир пытается сломать человека, ему остается лишь рисковать, шутить и смеяться.
Но вернемся в галерею. С середины декабря вплоть до календарного наступления весны проект «Цирк» ждет своих зрителей на двух этажах «Домика Чехова». Среди участников проекта почти два десятка художников. Многие из их работ могли бы проходить по статье настоящих аттракционов.