17 ноября в Российском государственном архиве древних актов открылась выставка «Ломоносов и его эпоха»
Открытию выставки в год великого преобразователя в России предшествовал целый ряд мероприятий. Были проведены реставрационные работы в селах Ломоносово и Холмогоры, благоустроены территории, связанные с именем великого ученого в Архангельске и в Петербурге.
Несмотря на обилие высокопоставленных лиц, вплоть до заместителя министра культуры Андрея Бусыгина, внесшего в торжественное собрание ироничную ноту), само открытие выставки в РГАДА прошло весело, шумно и скорее неофициально. К разгадке феномена звездной биографии Ломоносова (чей путь в науку директор РГАДА М. Р. Рыженков сравнил с полетом Гагарина в космос) были привлечены помимо центральных московских архивов Российская академия художеств, музей-заповедник «Московский Кремль», Исторический, Геологический, Кунсткамера и еще целый ряд интереснейших музеев. Это дало возможность показать как саму эпоху российского Просвещения в лучших ее проявлениях , так и ретроспективный взгляд на нее художников XX-ХХI века (Н. Кислякова, А. Мищенко, З. Церетели). Неожиданным образом очень гармонично вписался в экспозицию выполненный последним в классической манере памятник основателю Московского университета и Петербургской академии художеств И.И.Шувалову , установленный перед фундаментальной библиотекой МГУ.
На выставке воссоздана обстановка кабинета, где трудился Ломоносов: мебель XVIII века, морской компас солнечные часы и телескоп, всевозможные изящные безделушки – «приметы интерьера, окружавшего ученого, писателя, творца XVIII века». Рядом с прижизненными произведениями Ломоносова гневный ответ на инициированную синодом пародию писателя и поэта Василия Тредиаковского «Переодетая борода, или гимн пьяной голове». Она начинается словами: «Безбожник и ханжа, подметных писем враль», так Ломоносов так обращается к некогда слывшему вольнодумцем, а впоследствии не слишком жаловавшему русских ученых - академиков реформатору российского стихосложения. Тут же находится украшенная латунью и чеканкой чернильница с изображением аллегории наук и искусств. Необыкновенно изящна принадлежавшая Ломоносову фарфоровая статуэтка, изображающая держащего корону игривого амура.
Большой историографический интерес для публики представляют помещенные на конусообразной витрине «Краткий российский летописец» Ломоносова (служивший учебником для многих поколений юношества ) и иллюстрировавшая эту роскошную книгу портретная серия медалей русских князей и царей. Сам Ломоносов проектировал серию, касавшуюся событий петровского времени и царствования императрицы Елизаветы.
Буквально поражают отсутствием всяческих изобразительных условностей, богатством красно-зеленых оттенков мозаики ученого. Невольно останавливает на себе взгляд – «Бог Отец («Саваоф)», (переданный в 1824 году его владельцами в дар университету), выполненный по заказу графини М.Е.Шуваловой «Спас Нерукотворный», и конечно, мозаичный портрет в зрелые годы Петра I, которому Ломоносов посвятил так поразившую Пушкина героическую поэму.
На выставке тесно переплетаются литературные и живописные сюжеты. Недалеко от гравюры И.Г. Шейферта, изображающей слывшего чуть ли не светским денди известного поэта и драматурга Александра Сумарокова - каллиграфически выведенная Ломоносовым сатира « Возражение на притчу (последнего – А.Г.) «Осел в львиной коже» - «Свинья в лисьей коже» - Наряду с императорскими указами и разнообразными одами в честь августейших особ на выставке также можно увидеть портрет кисти неизвестного художника первой половины Х1Х века «искры Петровой» юной Елизаветы на коне с арапчонком (очевидно восходящей к основоположнику конного портрета в России Георгу Грооту). Этот портрет, изображающий Елизавету в мундире лейб-гвардии Преображенского полка с орденом Андрея Первозванного и маршальским жезлом в руке, оттеняет не столько величие, сколько красоту родившейся под счастливой звездой молодой императрицы. А восходящий к оригиналу Вегилия Эриксена портрет Екатерины 11 Г. Сердюкова прежде всего подчеркивает ее приверженность русской национальной традиции.
Обе заботившиеся о процветании и престиже России императрицы всячески покровительствовали реформам Ломоносова структуры Академии наук , а также проводившимся в ее стенах усиленным занятиям ученого геологией и минералогией («и се Минерва ударяет в верхи рифейски копием»).
В первом зале помещена выполненная с рисунка библиотекаря Иоганна Шумахера гравюра, изображающая монументальное здание со строгим портиком палат Академии наук и распоряжение Сената 1744 года, предписывающее «просить прощение» за учиненный скандал у профессоров адъюнкту физического класса Ломоносову. А во втором наряду с образцами горных пород, которые мог держать в руках сам великий ученый, представлено бисерное панно с видом фабрики М.В.Ломоносова в Усть-Рудице, «Чертеж шахты с изображением мастерового и отдыхающих во время обеда работных людей» 1843года. Даже в XX веке труды Ломоносова в области «горной науки», которую знаменитый российский просветитель считал «главным делом» своей жизни, были высоко оценены Владимиром Вернадским.
Осваивая новые области знаний и, стремясь как можно скорее преподнести их юношеству, Ломоносов спешил. Об этом свидетельствуют и сами названия его трудов («Краткий российский летописец», «Краткое руководство к красноречию»). Не отсюда ли знаменитое чеховское «краткость сестра таланта»? Краткой оказалась и сама жизнь Ломоносова (он прожил всего 54 года). Но каждой сфере его деятельности посвящены объемные издания и труды . Однако занимающая всего три зала выставка к 300-летнему юбилею Ломоносова охватывает практически все стороны российской жизни XVIII столетия. Такой разноплановой и интересной она получилась прежде всего благодаря работающим в РГАДА замечательным ученым и архивистам С. Р. Долговой, М.Р. Рыженкову и Н.Ю. Болотиной.