Гений обязан вкалывать: рабочие будни художника на выставке «Валентин Серов. Линия жизни» в ГТГ.
Сейчас картина обрела уже, конечно, и смыслы и репутацию: на портрете странная, угловатая женская фигура. Стильная. Не женщина – ювелирное украшение в духе модерна. На выставке в Лаврушинском не сама картина, а предварительные наброски. Один – явно «беловик» перед созданием картины маслом. А рядом более ранний набросок. Обнаженная дама сидит ровно в той же позе. Но попа почему-то не такая треугольная, и коленки не такие острые, и стиля вамп совсем не чувствуется. Эффект порочности Серов нашел не сразу.
Одна бумага
250 рисунков: усталые глаза на автопортрете, тощая шея пижона Бальмонта, обнаженная спина балерины Карсавиной, ухмылка Станиславского. Есть обнаженные красавицы с нежной кожей, дышащие духами и туманами, есть подмалевки парадных портретов, есть виртуозные иллюстрации к книгам. Петр I решительным шагом идет по взморью, за ним семенит мерзнущая свита; бояре ломают шею на псовой охоте; ворона воюет с лимонной канарейкой.
Эксперименты и поиски
Забавно и познавательно разглядывать черновики. Знакомая вещь выворачивается наизнанку, мы можем видеть «швы», которыми сшит шедевр.
Многостаночник
Отдельный зал – работы для дягилевских «Русских сезонов»: эскиз занавеса к балету «Шехерезада», гигантская афиша Анны Павловой, портрет Шаляпина.
Но чего-то, однако, не хватает. Галерея выбрала классический способ организации выставки, сделал ее пресноватой и непонятной. Остается ощущение, будто увидел окончание незнакомого сериала. Все очень красиво и интересно, но предыстория всего этого великолепия тебе неизвестна.
Хорошо тем, кто наизусть знает творчество Серова, да много ли таких?
Перед походом полистайте альбом серовских репродукций. А после похода ступайте в соседний зал на постоянную экспозицию взглянуть на его же картины маслом. Теперь вы знаете, как много – и как именно – он работал, чтобы все выглядело так просто и гениально.
-
ГТГ в Лаврушинском пер., до 8 апреля 2012 года.