Традиционный весенний арт-девичник стартует в Галерее Полины Лобачевской. Участницы проекта «В джазе только девушки» размышляют о моде, женственности, эмансипации и существовании женского искусства.

В Галерее Полины Лобачевской к главному гендерному празднику страны соберется маленький женский оркестр. «В джазе только девушки» – так называется проект. Значит ли это, что зрители увидят портреты Мерилин Монро? Нет! Более того, в этот раз обойдется без переодеваний, а вот ирония и легкость останутся на месте.

Дух Византии

Если помните, в той самой комедии Билли Уайлдера одна из травести-героинь (или все-таки героев?) сказала, что до этого работала аккомпаниатором в церковном хоре. Сказано это было, чтобы никто не усомнился в моральном облике новенькой (или новенького?). Квартет «джазисток», которых пригласила Лобачевская, – не хористки и даже не комсомолки, а самые настоящие хулиганки. Маленькое, камерное, женское – все эти эпитеты не к ним. Они даже на привычное, назывное «художница» обижаются.

Одна из участниц проекта Катя Филиппова на вот эту «художницу» реагирует резко: «Я – художник». Катя участвует в арт-процессе не первый десяток лет и свое право быть воспринятой всерьез уже давно отвоевала. Хотя трудно вспомнить ее работу, в которой бы обошлось без юмора и даже сатиры. То она делает огромные китч-иконы с перьями и стразами, то рисует мрачный комикс о дамской доле. Однако ее главный козырь – это, несомненно, мода. Еще в 80-е она начинала как авангардный модельер и по сегодняшний день приверженность радикальным идеям не утратила. Для выставки Филиппова создала несколько инсталляций в виде украшений: массивных, имперских, роскошных. Именно таким Катя видит современный клубный стиль: брутальным, с византийской пышностью, «шокирующе красивым» в противовес рюшам в стиле «хэллоу, Китти».

В чем-то белом, без причуд

Скажете причем тут джаз? «Джаз – всегда импровизация. А импровизация – спонтанное сочинение. В этом смысле то, что я покажу у Лобачевской, – это, конечно, джаз», – говорит Татьяна Баданина. С одной стороны, инсталляцией «Белые одежды» она продолжает «модную» тему Филипповой, но сходство лишь формальное. Баданина имеет в виду другое. Ее одежды – облачение ангелов: фантастически красивая инсталляция, построенная на взаимодействии света и фактуры бумаги и тканей. Можно говорить о том, что для художника пол не имеет значения, но эти деликатные нюансы, эта пластическая гармония могли быть созданы лишь с тонким женским чувством. «Я считаю, что нет какого-то особенного женского искусства, – объясняет Баданина. – Однако на художника влияет все: природа, погода и в том числе пол». Примечательно и то, что Татьяну не совсем привычно видеть в сольном варианте. Чаще она выступает в качестве соавтора своего супруга – художника Владимира Наседкина. В дуэте ее работы получаются более рациональными и даже отчасти математическими.

Эмансипе

Еще одна участница проекта – Людмила Мабри. В ее работах мы видим настоящую героиню, женщину сильную, современную. Именно такую мы наблюдали в серии «Моя дочь покоряет Новый Свет», которая два года назад была показана у Лобачевской. На этой выставке будут представлены четыре новые работы: «Дама с собачкой», «Устрицы», «Модницы» и еще одна, без героя – «Утро, день, вечер», посвященная парижским дверям. Именно последняя сильнее всего поддерживает тему импровизации. Мы видим не только эксперимент художника, но и сами вольны ставить эксперименты: рисовать собственную фабулу, строить догадки. Мабри единственная из всех художников выставки говорит об эмансипации. По ее мнению, мужчина и женщина составляют единство в природе, дающее право женщине требовать равных прав. «В России женщины эмансипированы безусловно, но бодрому маршу эмансипации мешают они сами – по причине общей тотальной нелюбви друг к другу», – говорит Мабри. Меж тем она считает, что природа творчества у мужчин-художников и женщин разная: «Женщине, чтобы создавать свой мир, не приходится особенно истязать свою личность, но зато система ограничений довольно крепкая, ни ужасов, ни гадостей чтобы не плодить».

Через века

Татьяна Чернова в списке «джазисток» – настоящая «классическая музыка». Она тяготеет к академическому жанру, ее кумир – Микеланджело. На выставке представлен ее гобелен – огромное, более двух метров в длину полотно «Танец». По словам художника, несмотря на легкость и нежность настроения этой работы, за образом стоит месседж, полный довольно брутальных смыслов. За основу Чернова взяла средневековую пляску смерти, где в общем строю проходят молодость и старость, красота и уродство. На картине мы видим часть этого действа – руки людей, протянутые к бегущей женщине. Хотя проект «В джазе только девушки» по общему настроению получился легким – он лишь таким кажется. Даже за легкомысленным девичьим рукоделием можно увидеть не только радость и символ очага, но и страдания, и даже лики смерти.