В Третьяковскую галерею привозят выставку к 150-летию Константина Коровина, уже успевшую стать событием в Русском музее. Творчество главного отечественного импрессиониста впервые представлено публике с такой полнотой.
«Северная идиллия» – то самое полотно с девицами – сегодня висит на почетном месте в Третьяковской галерее. Родной прохладный пейзаж и сюжет, написанные широкими мазками. Если бы французы не изобрели этот прием, Коровин, пожалуй, и сам бы до него додумался. Уж слишком такая манера соответствовала его изменчивому характеру. Кто-то заметил художнику по поводу одного из этюдов: «Надо бы позаконченнее», на что тот ответил: «Я старался, но иначе все замирает».
Чем русский импрессионизм отличается от французского
-
Легкий талант: Ко. Источник: Легкий талант: Ко. Автор: Легкий талант: Ко
- Французы любили писать городские пейзажи: бульвары, фонари, толпу. Русские предпочитали изображать природу.
- Парижане писали жизнь мимолетную, настроение мгновенное, быстрый луч света. Персонажи русских импрессионистов задумчивы и основательны, и даже солнечные блики не скачут, а лежат спокойно.
- Дега и Мане часто изображали любителей абсента, сидящих в кафе. Русские художники абсент не любили, а водку и ее почитателей рисовать им было скучно.
- На картинах французов много кокоток и ножек балерин. Российская общественность этого не одобряла. Репина осудили даже за полотно с дамой, пришедшей в кафе без спутника, – сюжет для своего времени чрезвычайно скандальный.
То, что идти по жизни Коровин будет с легкостью, стало понятно еще в училище. «Поставьте ему три, он так талантлив!» – просили профессоров за лентяя, который учил лекции перед экзаменом прямо на лестничной площадке. То какоенибудь дворянское семейство увозит его в усадьбу на Волге, где он пленяет и чопорных старух, и тургеневских барышень. То дни и ночи он проводит за кулисами театра, где по нему вздыхает весь кордебалет.
Театр и музыка в жизни Коровина занимали важное место. Особенно музыка. С художниками, «людьми глаз», а не «ушей», такое бывает нечасто. Даже о живописи он говорил в терминах музыкальных: «Краски – это аккорды цветов, форм. Если пейзаж просто красив, то он совсем не интересен. В нем должна быть история души, он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».
* * *
Как театральный художник Коровин имел громкую славу. К Мамонтову он попал в 1884 году – делал костюмы и парики, писал волшебные задники. А в 1909-м был назначен главным декоратором и художником-консультантом императорских Московских театров. На его счету более 50 постановок. Порой эта работа шла в ущерб живописи: соберется Коровин написать картину, а тут прибежит Мамонтов с грандиозной идеей – и все, пропал художник на несколько месяцев, влюбившись в новый спектакль. В императорских театрах была другая проблема – здесь требовали исторического реализма, а Коровин считал это подделкой под правду. «Нельзя же приглашать настоящего убийцу, чтобы играть Отелло!» – ругался он. И писал широкими мазками радужные декорации, в которых передавал дух сказочной Древней Руси.
* * *
Слово «театр» вынесено в подзаголовок новой выставки Третьяковки. От сценических работ Коровина мало что сохранилось – громоздкие декорации быстро ликвидировали, костюмы перешивали. Однако до нас дошли многочисленные эскизы, а также (редкая удача!) подлинные декорации и костюмы к постановке «Золотого петушка» Римского-Корсакова, сделанной в 1934 году. Всего на выставку из двадцати с лишним русских и иностранных музеев собрали более 240 работ самых разных жанров. Новый проект Третьяковки на Крымском Валу, как обычно, скоро начнет собирать гигантские очереди.