То, что театр начинается с вешалки, – преувеличение. Потому что сначала надо купить билет, пригласить даму, побриться, приодеться и только потом подобраться вплотную к этой самой вешалке. После, отдав гардеробщице шубу своей спутницы и выпив в буфете по бокалу шампанского, можно направиться в зал и там продолжить приобщение к великому искусству театра. Но начинается все вовсе не с вешалки и даже не с билета, без которого вас к этой вешалке не допустят, а с театральной афиши, увидев которую, возникает желание купить билет, пригласить даму, побриться, приодеться и т. д.
Правда, при взгляде на современную театральную афишу в большинстве случаев ничего не возникает. Потому что понять из нее, что за представление предлагают почтенной публике, никак невозможно. Все афиши сейчас лепят на одном и том же компьютере одни и те же граждане с зачатками художественного образования. То ли дело в старые времена, когда рисованием театральных афиш занимались лучшие мастера! Даже в середине XVIII – начале XIX века, когда афиши были исключительно шрифтовыми. Даже тогда, когда, кроме названия, имен исполнителей, времени представления и цен на билет, на этих самых афишах не было ничего, их заказывали художникам с именами. А после того, как в 1880-х годах появилась возможность тиражировать цветные картинки, началось вообще невообразимое. В начале ХХ века Иван Билибин, Александр Головин, Андрей Бакст, Валентин Серов, Сергей Судейкин и Борис Зворыкин не считали зазорным нарисовать афишу или программку. После революции афишами занялись самые передовые художники – от футуриста Владимира Маяковского до конструктивистов братьев Стернбергов. Далее, вплоть до 1960-х годов русские афиши – это великолепный Николай Акимов или концентрированный соцреализм, кому что нравится. В 1970–1980-е искусство театрального плаката переживает наивысший подъем: авангардисты, концептуалисты, маньеристы и прочие «маргиналы» советского искусства зарабатывают на жизнь прикладным творчеством. Все это можно увидеть на выставке. А потом выйти в город и купить билет. Например, на рок-фестиваль «Крылья». Потому что на поход в театр современные афиши не вдохновляют.
«Театр начинается с афиши». Театральный музей им. А.А. Бахрушина. «Павелецкая». Ул. Бахрушина, 31/12. 953-44-70. С 5 июля по 10 августа