В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке открылась выставка Виктора Васнецова «Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве. 1885–1896». Апокалипсис от главного русского сказочника получился красочно дивным.
Несколько метров живописи, наполненной ангелами, праведниками, облаками и золотыми башнями Града Небесного. Процессия из лазурного и белоснежного развернулась на длинной стене одного из залов галереи. Это непрерывное долгое панно – на самом деле разомкнутое кольцо росписей барабана купола Владимирского собора. Храм киевский, и обычно, чтобы своими глазами взглянуть на эту уникальную работу, мало того, что надо отправиться заграницу. Еще придется нарушить покой действующего храма, неприлично высоко задирая голову. Деталей все равно не рассмотреть. В глаза Саваофу не заглянешь.
Но теперь такая возможность есть. Эта роспись в свое время так ценилась, что собиратель Третьяков счел своим долгом купить для галереи, что мог – живописные и графические эскизы. Цветных эскизов всего шесть, но это полноценные крупные картины. Есть и несколько карандашных прорисовок. Как правило, все это скрыто в фондах ГТГ. Но теперь эскизы выставили в опустевшем «зале Нестерова». (Картины Нестерова увезли в Петербург на персональную выставку, которая в 2013 году переедет в Москву). На месте откомандированных нестеровских «Видения отроку Варфоломею» и «Пустынника» висят вещи, весьма близкие к ним по духу. Совсем не то, что мы обычно привыкли видеть у Васнецова, автора «Трех богатырей» и «Аленушки».
Архангел Михаил взвешивает души в сцене Страшного суда. Царь Давид поет псалмы под звуки арфы. Трон Иисуса держат огнегривый лев, да вол, исполненный очей, ангел и золотой орел небесный. Истовая вера художника, бывшего семинариста, сына сельского попа, сомнений не вызывает. Все же и во фресках о загробной жизни, нет-нет, сквозит привычная сказка. Вот праведница, почившая на руках ангелов – будто Спящая царевна. У крылатых серафимов такие же перья, как у Сирина и Алконоста. Даже алое зарево Конца света напомнит о небесах над битвой Добрыни Никитича со змеем. На этой выставке, наверно, хорошо рассказывать детям о христианстве. Оно тут похоже на добрую и захватывающую, притом нравоучительную былину.
Васнецов расписывал храм десять лет. Он начал с огромной оштукатуренной «коробки», где всего, что и было – 2 тыс. кв. метров белых стен. Пугающее пустое пространство. Оставил – цветное узорочье орнаментов, 15 композиций, 30 фигур святых, в том числе канонизированных русских князей. Помимо него храм расписывали Нестеров, Сведомский, Котарбинский.
Еще в витринах – официальные документы, письма, а также книги и альбомы XIX века об этом колоссальном имперском проекте к 900-летию Крещения Руси. Этот цикл росписей принято ругать за величественность, манерность и вычурность так называемого «псевдорусского» стиля. Но после визита на выставку видно: это делают те, кто не заметил в нем ни пристрастия к народной культуре, ни воспевания прошлого отчизны. Порок распространенный: антипатия к сюжету и неподходящая идеология в глазах пристрастного зрителя ложатся клеймом на произведение искусства. Можно затем художника оправдывать: «эта картина качественно нарисована, несмотря на то, что автор не прав по смыслу». Но вдруг автор все-таки прав, и его мечтам стоит позавидовать?
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, до 8 cентября 2013 года
Виртуальную экскурсию по Владимирскому собору можно совершить на сайте vlsobor.com/