В Пушкинском открывается главная и самая необычная из выставок, приуроченных к столетнему юбилею. Лучшие музеи мира – Прадо, Лувр и другие – прислали на нее 46 шедевров из своих коллекций.

«Юбиляр» постарался вообразить, каких именно картин и скульптур ему не хватает для полноты коллекции. А иностранные «коллеги» в качестве подарка ко дню рождения ненадолго одолжили недостающие предметы. При этом приезжие экспонаты не разместили всем скопом в смежных залах, как обычно, а «разбросали» среди постоянной экспозиции ГМИИ. Например, в зал Древних цивилизаций поставят уникальную статую шумерского принца, а в здании искусства Нового времени можно будет увидеть «Обнаженную» Модильяни. Все вещи – очень высокого уровня. Мы расскажем лишь о пяти самых любопытных и характерных предметах.

1.

Скульптурный портрет императора Каракаллы, III в. н.э. Главное управления археологических ценностей Неаполя и Помпей (Италия).

Каракалла – один из «плохих» римских императоров. Отец-император сделал обоих сыновей после своей смерти соправителями, пытаясь хоть как-то обуздать буйный характер Каракаллы уравновешенностью Геты. Но зря. Братья-ненавистники поселились в разных концах императорского дворца, окружив себя толпами телохранителей. Как избавиться от брата, Каракалла придумал не сразу. Наконец он написал Гете: «Приходи в покои матери, там будем мириться». Доверчивого Гету зарезали прямо на руках у матери-императрицы. Кроме того, Каракаллу обвиняют в смерти тестя, жены, зятя и даже в отравлении родного отца. И хотя эти преступления не доказаны, мраморный бюст императора подтверждает самые худшие подозрения: на нас смотрит коренастый мужик с толстой шеей, насупленный и агрессивный. Его зарезали в 29 лет – уж слишком сильно утомил он своих подданных.

2.

Иероним Босх. «Извлечение камня глупости», 1475—1480. Прадо (Испания).

Одна из самых загадочных картин голландского выдумщика. Впрочем, так говорить нечестно: у него все картины загадочные. Чтобы понять эту, надо знать много старинных поговорок. Например, что у голландцев «иметь камень в голове» – значит «быть глупцом, безумцем», а операция по извлечению этого самого камня из головы, согласно поверьям времен Босха, могла от глупости излечить. Именно такая сцена изображена на картине. Все тут наполнено символикой. У хирурга на голове металлическая воронка: возможно, это значит, что врач – мошенник. У женщины на макушке лежит красная книга, скорее всего – символ ее супружеской неверности. В таком случае больной – ее муж-рогоносец, которого вынудили на операцию хитростью. Изображение окружает золотая готическая вязь. Там написано «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Лубберт Дас – это такой голландский Иванушка- дурачок. Кстати, в Прадо хранится самая большая коллекция Босха: король Филипп II Кровавый очень любил эти сумасшедшие картины и специально просил герцога Альбу выискивать их в завоеванных Нидерландах и присылать ему в подарок.

3.

Эль Греко. «Несение креста», 1597—1600. Прадо (Испания).

Знаменитый испанский художник Эль Греко родился на острове Крит и четверть века прожил
там под именем Доменикос Теотокопулос, зарабатывая православной иконописью (несколько его икон даже сохранились). В 26 лет он бросил темперу и левкас и сбежал в Венецию, где в мастерской Тициана научился писать маслом и с натуры. Там он получил прозвище Эль Греко – «грек». Затем судьба привела его в Испанию, где он обосновался в самом романтичном из кастильских городов – Толедо. Здесь он создал множество портретов и религиозных картин. Светящиеся и чуть ли не сюрреалистичные, они и сейчас кажутся необычными, что уж говорить о XVI веке. Разглядывая картину, которую привозят в Москву, обратите внимание на огромные глаза и худые скулы Христа – это те особенности византийской школы иконописи, которые Эль Греко все-таки не потерял.

 

 

4.

Жан-Франсуа Милле. «Анжелюс», 1857—1859. Музей д'Орсе (Франция).

Такими могли бы быть картины передвижников, будь у них хоть толика французской жизнерадостности. Тема-то в принципе та же – быт небогатого крестьянина. Но при взгляде на картину возникает не депрессия, а тихая грусть. Имя у полотна латинское – это первое слово католической молитвы «Ангел Господень»: услышав звон колокола, призывающий к молитве, крестьяне прекратили работать и склонили головы. «Анжелюс» был безумно популярен в народе, его репродукции имелись в большинстве французских домов. Висела такая
репродукция и на стене школы, в которой учился Сальвадор Дали. Он помнил ее с детства, несколько раз копировал, в том числе и «выворачивая» в своей типичной манере. А однажды написал в музей с просьбой сделать рентгеновский снимок картины. Оказалось, что в первом варианте крестьяне занимались не уборкой картофеля, а стояли у могилы своего младенца. Потом художник скрыл похороны за слоем масляной краски, но скорбное настроение все равно осталось.

5.

Эдуард Мане. «Завтрак на траве» (этюд), ок. 1863–68. Галерея Института искусств Курто (Великобритания).

Одна из первых картин импрессионистов, которые шокировали французов. Дело было даже не в ломке правил собственно живописи – написана картина вполне традиционно. Скандальным был сам сюжет. Что это за бесстыдный пикник? Почему мужчины щегольски одеты, а женщины
нагишом? Мане попытался отправить «Завтрак на траве» на академический салон, но полотно
не взяли, и выставлено оно впервые было на альтернативном «Салоне отверженных». С этой выставки и началось победное шествие импрессионизма. Эталонный «Завтрак на траве» находится в парижском музее д'Орсе. К нам привезли из Лондона этюд. Он в два раза меньше по размеру и не такой проработанный в деталях, зато легче и свободнее написан.