В двух шагах от мечети и стадиона «Олимпийский» в тени густых каштанов спрятан теремок. Там есть Царевна-Несмеяна, резная древнерусская мебель, часы екатерининских времен с боем, телефон эпохи Николая II и много других чудес. Здесь жил знаменитый художник-сказочник Виктор Васнецов.
Пока в Лаврушинском переулке проходит выставка его религиозной живописи, «Ваш Досуг» решил заглянуть в мастерскую художника. Об этом необычном доме, филиале Третьяковской галереи, мало кто знает. А зря. Отвести сюда ребенка надо обязательно. Да и самому прийти, вспомнить счастливое детство.
Потайной дом
Дом-музей Васнецова стоит среди обычной московской застройки. Скучные Мещанские улицы, даже есть хрущевские пятиэтажки. Невысокий забор с масляной краской по-деревенски уныл. Не вытянешь шею, так и пройдешь мимо, не заметив чуда. А за забором-то – дом-сказка. На белёном подклете потемневшие от времени бревенчатые венцы. Из них сложена даже не изба, а высокий терем. Окна с наличниками-кокошниками, изразцы с цветочками, острая зеленая крыша. Никакого сусального блеска, яркого золота. Чай, не лужковская реконструкция-новодел, а благородный дом позапрошлого века.
Терем Васнецов для себя и своей семьи придумывал долго. Наконец, передал папку с эскизами и рисунками архитектору М.В. Приемышеву, который и рассчитал проект. В 1894 году дом был возведен. Васнецов прожил там всю жизнь, до 1926 года. В 1953 году семья художника передала дом государству. В 1986 году он стал частью ГТГ. Фото: tretyakovgallery.ru
От тенистых каштанов чуть мрачновато. Жаль, сад не утопает в цветах, наверно, им темно расти. Внутри дома столь же прохладно, тенисто и сухо. Будто гуляешь по еловому лесу. Только в лесу на грибника-туриста наткнешься, а тут – на Ивана-Царевича на Сером волке.
«Современные дети, когда их приводят на экскурсию, узнают картины?» – спрашиваю сотрудницу музея. «Конечно, узнают! Когда уж Васнецова перестанут узнавать, значит точно конец нашей культуре пришел. – Она вздыхает: – Только от восторга они восклицают не "ах", а "вау!"».
Не картинная галерея
Здесь все, как было при Васнецове. Его жизнь, быт, семья – такой же экспонат музея, что и собственно картины. Даже более увлекательный. Картины-то мы наизусть помним с детства по репродукциям. А все остальное видим впервые.
Напомним: в главном здании Третьяковской галереи висят полотна, которые понравились другу Васнецова – коллекционеру Третьякову. Он купил их для своей коллекции, которая позже стала музеем. Одинокие, среди голых стен, они в Третьяковке всего лишь рядовые солдаты огромной армии русского искусства. Жмутся между Шишкиным, Нестеровым и сотней других. Здесь же им раздолье. Они тут хозяева. Мастерская художника – огромная комната с высоченными потолками, вповалку набитая сказками. «Царевна-Несмеяна», «Баба-Яга», «Добрыня Никитич», «Ковер-самолет» – всего и не перечислишь.
Картинам очень уютно среди личных вещей их создателя, которыми он вдохновлялся. Это старинные иконы, русские народные костюмы… Разглядывая обстановку, понимаешь, что даже искусно сложенная беленая печка и толстые некрашеные потолочные балки внесли свою важную лепту во вдохновение мастера.
Музей образа жизни
Мастерская Васнецова – его личная светелка на 2-м этаже, где он затворялся и сочинял свои истории. Жизнь же всей семьи протекала на 1-м этаже. Жили, видно, хорошо. Подобие такого уюта, придуманного интеллигентными семьями в конце 19 века, будут пытаться повторять на своих дачах интеллигенты века советского. Гостиная обставлена мебелью, сделанной на заказ абрамцевскими мастерами. На стене портреты родных, иконы, старинные часы мастера-самоучки Сысоя Кадкина.
Когда часы 1781 года начинают бить, дети застывают рядом, как кошка у аквариума. В музее часами гордятся – многие годы они стояли, но, наконец, нашелся правильный часовщик и уже полтора месяца они бьют, как при жизни Васнецова.
В этой гостиной, оформленной в стиле петровского времени, когда-то кипела интеллектуальная жизнь. На васнецовские «среды» собирались семьи Третьяковых и Мамонтовых, Репин, Серов, Шаляпин, Суриков, играли музыку, ставили спектакли, устраивали поэтические чтения. Сейчас здесь тихо. Иногда порхают чирикающие группы экскурсантов, но обычно жизнь идет неторопливо, как на картине «Сказка о Спящей царевне», которая висит здесь же. Не сравнить с толкучкой на Крымском валу и в Лаврушинском переулке. Нарушьте покой этого сонного царства, ступайте в музей.