В подземной парковке московского Планетария устроили галерею современного искусства. Открывают ее выставкой художника фильма «Чужой», кумира киберпанков и извращенцев Ганса Руди Гигера.
Огромный черный туннель раззевает пасть прямо под куполом Планетария. Мимо идут счастливые семьи с ребятишками и воздушными шариками. Радостно входят в парадные двери храма науки, наслаждаться идеальными муляжами небесной механики. Мы же – люди, испорченные любопытством, научной фантастикой и современным искусством, отправляемся к ним под ноги, в тёмный зев.
По архитектурным планам, конечно, это просто въезд в подеземную парковку, непременный атрибут свежереконструированных московских зданий. Но долго прослужить златому тельцу ей не дали. Под резким углом, по пологому въезду, телами своими служа заместителями мерседесам, которым не довелось скользить сюда с Садового, мы спускаемся вниз. Абсолютная темнота прорежена световыми проекциями. То ли павлиньи перья, то ли оранжевые глаза космических монстров. Пятна цвета ползают по лицам забредших на выставку, помогая нам перейти сознанием в другой мир.
Достигнув дна сего Аида, посетитель находит внизу уместно страшные экспонаты. Пришельцы из «Чужого», «Особи» и «Полтергейста» распластаны анфас, в профиль и в разрезе. Щупальца, рёбра, черепа, струящиеся конечности, мрак подсознания. Все то, что мальчики-двоечники рисуют шариковыми ручками на последних страницах тетрадок по алгебре. Но при этом – невероятно виртуозно технически выполненное. Ведь автор – художник-миллионер, владелец альпийского замка-музея имени себя, лауреат премии «Оскар» за визуальные эффекты, любимый автор фриков, татуировщиков и фетишистов.
Ганс Руди Гигер родился в 1940 году в Швейцарии. Прославился как художник-фантаст. Режиссер пригласил его для оформления своей «Дюны» Херберта, увы, неосуществленной. Четыре года спустя Гигер придумал для внешность «Чужого». (Скоро на экраны выйдет новый фильм из той же вселенной – «Прометей»). Невероятно много рисует и экспериментирует с техниками, но не с сюжетами. Стал культовой персоной в научной фантастике и киберпанке.
Полумрак парковки, еще не очнувшейся от шока превращения в выставочное пространство, шевелится. Копошатся конечности и щупальца литографий – род той бездны, которая начинает вглядываться в тебя, если слишком задержишь взгляд. Особенность слишком отточенной графики пугает, как технология будущего. Шевелится и все вокруг. Проекторы крутят арт-ретроспективу гигеровских работ: черепа истекают кровью, каркасы киборгов машут металлическими хвостами и хвастаются артериями в шестеренках.
Все это безумие организовала для нас галерея «Инартис», которая специализируется на графике. Своих залов для выставок она не имеет, но не раз делала шикарные проекты «в гостях». Правда, намного более мирные: викторианская «Алиса в стране чудес» на Спиридоновке, прерафаэлиты на Старом Английском дворе, сюрреалисты в ГИМе. Здесь тоже все вышло удачно и зрелищно. Во время выставки обещают кинопоказы, лекторий и какие-то еще дополнительные события. А вывеска над входом в туннель гласит «новое выставочное пространство». Очевидно, Планетарий и дальше планирует здесь организовывать выставки. Интересно, какие. Переплюнуть в памяти впечатлительного зрителя нынешнюю, право, трудновато. Гигер в своих интервью говорит, что страдает ночными кошмарами; после визита на его ретроспективу главное – не заразиться этим недугом.
Московский планетарий, до 15 июля