В Историческом музее открылась выставка, посвященная золотому веку русского фарфора и стекла.
После нескольких минут в этом выставочном зале начинается головокружение. От бликов, блеска, отражений и сверканий. Бесчисленные фарфоровые сервизы с позолоченными боками, гигантские напольные вазоны выше человеческого роста, огромные хрустальные канделябры с алмазными гранями – пол, кажется, проломится.
В юбилейный год победы в Отечественной войне 1812 года Исторический музей сделал выставку посуды эпохи Александра I и Николая I. Полных сервизов нет, каждый представлен парой-тройкой вещей. Но даже такая фрагментарная мозаика показывает, насколько все-таки роскошно жил русский аристократ.
Императорские фарфоровый и стеклянные заводы – главные герои выставки. В витринах их продукция – посуда не толще яичной скорлупы, украшенная изящными узорами. В любую другую эпоху такая обильная позолота сделала бы вещи вульгарными. Но только не в ампир – годы стиля, названного в честь empire Наполеона Бонапарта. Времени, когда страсть к античности внесла свежесть и простоту в линии и формы. После Ватерлоо ампир во Франции утратил популярность, а вот Россия, страна-победительница, сделала этот стиль своим трофеем, и использовала его еще долгие годы.
Вот типичные «античные» предметы: стройные канделябры с кариатидами, кувшины с греческими пропорциями, тарелки с росписями под краснофигурную керамику. Собственно победе над Наполеоном посвящена только одна витрина. Это хрустальные штофы и рюмки с памятными датами и надписями, а также белоснежные чашки и молочники, украшенные карикатурами на французов.
Однако в основном тут более помпезные «дворцовые» вещи. Полюбуйтесь на предметы из Гербового сервиза. Он был сделан в 1827 году для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. На 60 персон приходилось 606 предметов. На столовых тарелках гордо реет двуглавый орел, а вот десертные расписаны более душевно – цветами и фруктами. По ободкам и там и тут сверкает золото.
На выставках посуды еще отчетливей, чем на экспозициях старинных костюмов, заметно, насколько все-таки изменился наш образ жизни. Одежду XIX века мы хотя бы представляем по кинематографу, видели на живых людях. А с предметами декоративно-прикладного искусства так не бывает. В такую чашку, конечно, не нальешь чайку с медом, чтобы забраться с ногами в кресло и накрыться теплым пледом. Она уместна только на парадном приеме, в колонных залах, где люди не ходили, а гордо шествовали, а вальс еще считался дико неприличным танцем.
Поэтому так замечательно, что Исторический музей помимо по-царски богатых вещей выставил еще одну группу экспонатов. Это посуда с частных мануфактур, из Вербилок, Гжели, Горбуново. Официозные сюжеты в них упрощаются, сглаживаются. На чашках – мордочка императрицы, а не гордый лик.
Мелькают какие-то зверушки, явно заглянувшие из народных промыслов. Умиление могут почувствовать даже люди, равнодушные к наивному искусству. Потому что в этом симптом культурного развития России. Да, предположим, в Петербурге на столы ставили те бесценные драгоценные сервизы. Но в подмосковных усадьбах, в небольших поместьях, чаще можно было увидеть именно такие милые упрощенные вещицы. Пусть сверху насаживали в качестве образцов великолепную и возвышенную роскошь. В итоге она «перемалывалась», становилась по-человечески уютной, заодно облагораживая все вокруг. «Сталинскому ампиру» стать такой органичной частью нашей повседневной жизни не повезло. А вот в 1790-1830 года, о которых рассказывает выставка, все было совсем по-другому. Кстати, в мифологии «Золотой век» – это время потерянного рая. Позавидуем его обитателям.
«Золотой век русского фарфора и стекла»
Государственный исторический музей, Новый выставочный зал, до 8 октября