В Новом Манеже открывается сенсационная выставка Анатолия Зверева, одного из самых виртуозных и до конца не понятых художников ХХ века. Чудом сохранившееся собрание показывается впервые.
Развязку романа оставим на совести автора. Ожидается ли кровавая битва за наследство? А может, переписанная история страны и мира? Загадочные исчезновения, прозрения, видения… Или триумф справедливости — громкая выставка, возвращение работ зрителю, одно из главных событий арт-сезона? В последнем случае, правда, получится аннотация к выставке «Зверев в огне», развернутой в Новом Манеже (до обидного короткой — лишь две недели).
«Мне казалось, что я достаточно хорошо знаю Толю Зверева и его творчество, — пишет автор, куратор проекта и бесспорный эксперт по зверевскому искусству Полина Лобачевская. — Я сделала немало выставок его живописи и графики, выставку его лучших, тщательно отобранных работ в Третьяковской галерее. Но когда Наталья Костаки показала мне работы из сгоревшего дома в Баковке, у меня перехватило дух от мощи, живописной виртуозности и силы эмоционального воздействия этих прошедших огонь и воду шедевров».
То же самое ощущение драгоценности и мощи госпожа Лобачевская решила передать в экспозиции. Никакого ретро и историзма, часто сопровождающих картины нонконформистов. Зверевские листы помещены почти в футуристическую оболочку — металлические конструкции, экраны, про- екции, инсталляции, — чтобы прямиком попасть в раздел «актуально» в любом из стерильных залов современных музеев.
Анатолий Зверев (1931–1986) — художник поистине народный и любимый. Лучшей доли, казалось бы, желать нельзя. Но в этом есть и тяжкий крест — слишком много наносного (само собой, легенды о пьянстве), слишком мало подлинного (по количеству фальшивок на рынке он соперничает разве что с Саврасовым). И каждая новая выставка со зверевскими картинами (а таковых только в этом году было как минимум пяток) только усугубляла ситуацию. Но когда появляются подлинные, безусловные вещи из «первых рук» — это как ультразвуковая чистка бриллианта (самая, между прочим, верная).
Качество и подлинность вещей осенены именем великого Георгия Костаки. Его коллекции хватило на два государственных музея: на Третьяковскую галерею, куда он передал лучшие вещи, и музей в Салониках — то, что ему удалось увезти в 1978 году.
Семья ревностно бережет коллекцию — ни одна вещь не продается, не дарится и не исчезает. И все, что мы увидим в Новом Манеже, — мало того, что уникально по составу, но еще сродни театральной премьере — такое больше не повторится.