В Кремле выставили забытые шедевры с 500-летним стажем. Эти младшие «братья» рублевской «Троицы» собрались вместе впервые за столетие. Увидеть уникальный комплекс можно в течении двух месяцев, потом иконы снова разойдутся по разным музеям страны.

Единственный экспонат выставки — иконостас Кирилло-Белозерского монастыря, созданный в лучший период русской иконописи, в конце XV века. Цельных иконостасов этого времени до нас дошло всего 3-4 штуки, хотя отдельных икон сохранилось достаточно много. Какая разница для зрителя между иконой и иконостасом? Такая же, как между арией и оперой. Фрагмент может быть бесконечно прекрасен, но полностью оценить замысел мы сумеем, только увидев произведение целиком.

То, что мы можем насладиться великолепием Кирилло-Белозерского иконостаса — результат долгого труда ученых. Этому иконостасу, который когда-то насчитывал более 60 икон, не повезло. В XVIII веке он оказался не модным — не влезал в роскошные резные рамы с позолотой. Все «лишнее» убрали из Успенского собора в другие церкви монастыря, а то и в соседний сарай. Постепенно его начали расхищать, например, чтобы продать зажиточному крестьянину в красный угол. Так украли «Снятие с креста»: в итоге доска оказалась в московской старообрядческой церкви, откуда потом ее изъяли в ГРМ. После революции иконы свалили в неотапливаемый арсенал с выбитыми стеклами. Чтобы спасти хоть что-то, советские ученые-подвижники увозили иконы на реставрацию в Москву и Ленинград. В итоге из 57 сохранившихся досок иконостаса в Кириллове осталось всего 34: остальные осели в Третьяковской галерее, Русском музее и Музее Рублева.

Осели, впрочем, не очень удачно. Никто и не помнил, откуда они взялись. В 1960-80-е потребовалось настоящее детективно-архивное расследование, чтобы свести разрозненные безымянные иконные доски в единый цикл. Вдобавок, в каждом музее их реставрировали по-своему. Две когда-то соседние работы теперь не совпадали по стилю и колориту. Начиная с 1980-х годов группа реставраторов во главе с О. Лелековой занималась тем, что восстанавливала авторский замысел. Старые краски оказались пронзительно яркими. Цикл, известный только ученым, заслуживает того, чтобы его красотой восхищался каждый.

Идея сделать эту выставку пришла в голову директору «ограбленного» Кирилло-Белозерского музея. Ему, наверно, очень хотелось вообразить свой иконостас целиком! Разумеется, сделать все как было — невозможно. Некоторые иконы окончательно пропали, пара штук до выставки не доехало. Да и сам иконостас изначально — «высокий», т. е. доски должны быть выстроены в несколько рядов. Все ряды выше первого потерялись бы в высоте. Поэтому в выставочном зале Успенской звонницы все иконы развешены удобно, на уровне наших глаз.

Разглядывать можно многое — и удивительно нежный колорит, и тончайшее письмо ликов, и забавные детали, например, зеленого духа реки в Иордане, рядом с крестящимся Христом. Все это написано виртуозно — недаром монастырю покровительствовали государи, и он мог позволить себе лучших мастеров. И недаром здесь насельниками были настоящие светочи веры — люди, в сердцах которых христианская вера была самой чистой.

Иконы висят на фоне побеленных стен, как и в первый век своего создания: роспись в монастырском соборе появилась позже. Такая прохлада и сумрак, пожалуй, тоже помогают представить, каково это было, когда перед этим иконостасом молились ссыльные Симеон Бекбулатович и патриарх Никон. А анализировать, в чем именно величие этих икон — в красоте или же в православии, не надо; некоторые вещи расчленению не поддаются.

ГАЛЕРЕЯ

До 26 августа, Успенская звонница Московского Кремля