Тема 2012 года: «Погружения. В сторону тактильного кинематографа»

Благодаря Голливуду сегодня во всем мире утвердилась модель игрового фильма на повествовательной основе продолжительностью примерно два-три часа. Именно такая ситуация кинопросмотра является для нас привычной, но ею кино вовсе не исчерпывается. Художники и режиссеры-авангардисты на протяжении всего ХХ века мечтали о совсем другом кинематографе: тактильном — который можно потрогать, интерактивном – в котором участвует зритель, полиэкранном или о кинопросмотре как о медитативной практике. На самом деле такие киноработы тоже создаются и оказываются не менее интересными, чем блокбастеры, просто мы почти ничего о них не знаем, не можем посмотреть или потрогать.

«Медиа Форум» – это программа «Московского кинофестиваля», созданная как раз для того, чтобы расширить привычные границы кинематографа, показать, что он может быть разным не только по содержанию или по художественному построению текста, но и с точки зрения формы, технологии создания, ситуации смотрения. Язык, на котором «Медиа Форум» говорит со своими зрителями, принадлежит одновременно и кинематографическому, и художественному началу, обогащая их в равной степени.  

В начале ХХ века кинематограф как пространство эксперимента был предметом интереса как пионеров киноавангарда (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Ханс Рихтер), так и художников-авангардистов (Марсель Дюшан, Михаил Матюшин, Казимир Малевич). Потом, когда сама киноиндустрия уже не хотела изобретать никакие новые формы и технологии, а только продавать коммерчески наиболее оправданный продукт, эту инициативу подхватили художники. Нам Джун Пайк работал с кинообразом как с объектом медитации, Сальвадор Дали придумал, что показ киноработы должен сопровождаться тактильными ощущениями, комментирующими экранное действо. Киноформы трансформировали и изобретали крупнейшие художники современности. В тот момент, когда в постструктуралистской философии и литературе появилась идея разрушения единой повествовательной структуры произведения, родилось и нелинейное по структуре кино, и различные формы интерактивной работы со зрителем. Сегодня новые технологии интернет-дистрибуции, просмотра фильмов с экранов планшетов и через YouTube вернули интерес к экспериментальным формам в «большой кинематограф». Изменившаяся структура зрительского восприятия наконец сделала актуальным и коммерчески востребованным то, что еще сто лет назад предлагали художники и пионеры кинематографа. Современные классики Питер Гринуэй и Дэвид Линч провозглашают изменение структуры кинематографа. Всё это требует осмысления и в исторической перспективе, и с точки зрения современных реалий. Более того, все эти актуальные новшества требуют подготовленной и осведомленной публики. Эта задача и стала основной для организаторов «Медиа Форума».

Центральное событие нынешнего «Медиа Форума» — выставка «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» — состоит из нескольких разделов, каждый из которых относится к определенному типу работы режиссера с экраном и со зрителем. Первый «Чистое кино» – отклик на «чистое искусство» – предполагает работу с экраном как с холстом, фактически рассматривая кинематограф как апофеоз живописи. В нем представлены Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Нaм Джун Пайк, Кен Джейкобс, Пол Клипсон, Ганс Рихтер, Константин Аджер, Олег и Ольга Пономаревы.

Второй раздел «Монтаж аттракционов» отталкивается от идеи «4D-кино», впервые предложенной еще Сергеем Эйзенштейном, и следует за его продолжателями (Пиа Тикка, Герц Франк, Алексей Исаев и Елена Горбачева).

Третья часть «Тактильный кинематограф» рассказывает о существовании фильмов, которые «можно смотреть руками», начиная с задумок Сальвадора Дали, который, работая с Луисом Бонюэлем, совсем по-другому представлял себе реализацию фильма «Андалузский пес» и до «хватательного смотрения» Петера Вайбеля и Вали Экспорт (кроме них на выставке работы группы ТОТАРТ, Валерия Айзенберга, Константина Семина, Екатерины Павловой).

Четвертый раздел исследует идею «Машиновидения» Вуди и Штейны Васюлок – устройства, которое может заменить и режиссера, и зрителя, предложив вместо индивидуального и неточного человеческого зрения объективный взгляд самой камеры (также Кен Джейкобс, Дина Караман, Александра Кузнецова). «Интерактивный кинематограф», который разворачивается при участии зрителя, – это пятый радел выставки, составленный из работ Збигнева Рыбчинского, Криса Хейлса, Бориса Дебакера, Перри Барда, Марка Америки и Ольги Киселевой.

Художники и режиссеры-авангардисты рассматривали кинематограф, в первую очередь, как инструмент познания мира. Идея «искусства движущихся образов» как мировоззренческой деятельности, в которую равно вовлечены и автор, и зритель произведения стала главной в кураторском подходе к материалу. Экспозиция в Фонде «Екатерина» продолжает проект «Расширенный кинематограф», начатый в 2011 году. Тогда на двух московских площадках — в ЦСИ «Гараж» и в Московском музее современного искусства – состоялась первая выставка, представившая новейшие произведения, расширяющие территорию кинематографического. В 2012 году задача более фундаментальная — проследить эти процессы от идей и разработок классиков, стоявших у истоков как современного кино, так и современного искусства, и до нынешних молодых художников, которые предлагают свои варианты интерактивного, нелинейного или осязательного кино.

Помимо выставки в программе «Медиа Форума» 2012 года мастер-классы, лекции и семинары художников, которые состоятся как в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», так и в Центре дизайна ARTPLAY. Крис Хейлс, Борис Дебакер, Перри Бард расскажут не только историю и теорию интерактивного, тактильного, хаптического кинематографа, но и познакомят аудиторию с технологиями и приемами работы в этом пространстве, будут руководить самостоятельными творческими проектами тех, кто захочет участвовать в их занятиях. К выставке планируется издание каталога-сборника статей, посвященных тактильному кинематографу: истории, теории и современным авторам, работающим с кинематографом. Среди авторов: Вали Экспорт, Петр Краевский, Збигнев Рыбчинский, Крис Хейлс, Наум Клейман, Кент Лонг, Ольга Шишко.


Подробная информация на сайте: mediaforum.mediaartlab.ru

Место проведения выставки: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» (ул. Кузнецкий мост, д.21\5, вход с улицы Большая Лубянка)
Сроки проведения выставки: 22 июня по 19 августа 2012 года

Организаторы выставки: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», «МедиаФест»
Соорганизатор образовательной программы: Московская Школа Нового Кино Места проведения образовательной программы: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Клуб ARTPLAY (Нижняя Сыромятническая ул., 10, стр. 9, вход "С") Сроки проведения образовательной программы: с 22 июня по 28 июня 2012 (мастер-классы, лекции, практические семинары).
Партнеры проекта: Британский совет, Фонд Мондриана, Центр дизайна ARTPLAY, Музей Кино, Центр Жоржа Помпиду Куратор выставки: Ольга Шишко, арт-директор «Медиа Форума» ММКФ