В Историческом музее открылась выставка «Русские и немцы – 1000 лет истории, искусства и культуры». Этим масштабным мероприятием начинается перекрестный год России-Германии.
Два этажа бывшего музея Ленина (ныне — филиала ГИМ) с избытком наполнены вещами из российских и иностранных музеев. Хронологически экспозиция начинается с берестяных грамот, а заканчивается граффити Эрика Булатова с Берлинской стены «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», где в поцелуе сливаются Брежнев и Хонеккер. В этот временной промежуток вместилось множество тем: торговля, наука, архитектура, живопись, война и музыка. И, конечно, российский императорский дом.
155 лет дома Гольштейн-Готторп-Романовых
По стенам развешены императорские портреты — это цитата из утраченной «Романовской галереи» Эрмитажа, которая была целиком отведена под изображения членов династии. В витринах — личные вещи, в основном подарки, которыми обменивались русские и немецкие государи. Обратите внимание на единственные сохранившиеся подлинные детали немецкого подарка Янтарной комнаты — шкатулку, зеркальце и небольшое панно. Выставлено приданое русских великих княжон, уезжавших на чужбину. Кстати, здесь и памятник династического брака более раннего периода: «Изборник Святослава» XI века, третья по древности русская книга, где князь изображен вместе со своей немецкой супругой принцессой Одой Штаденской.
Сумрачный германский гений
Экспозиция в залах первого этажа не столь роскошна. Особенно краеведческим кажется пространство, посвященное науке и технике. Тут тебе и модели фабричных станков, и немецкие астролябии, и отчеты немецких ученых об исследовании далеких краев России, и листы из гербариев и бестиариев, и архитектурные модели главных храмов страны. Не оставляет мысль: как же много эти немцы сделали для нашего прогресса! А еще есть ощущение — это ведь только верхушка айсберга; на самом деле приглашенных специалистов было в сотни раз больше. Ах, как все же деликатны немецкие устроители выставки, что лишь слегка намекают на этот факт.
На выставке есть и живопись, причем их назорейцы кажутся ничуть не лучше наших Кипренского, Варнека и Александра Иванова, висящих тут же. А рядом — многочисленные кадры гастролей проектов Эль Лисицкого в Германии, которые произвели когда-то ошеломительный эффект. (Пожалуй, единственный просчет устроителей выставки — звуковое сопровождение этого зала. Пронзительные Вагнер и «Половецкие пляски» из динамиков попадают в диссонанс с фрагментами немецких фильмов на мониторах).
Смесь немецкого и русского, въедливости и всемирной отзывчивости — вот суть отношений обоих менталитетов. Ведь не зря множество немцев, приехав ради заработка, обрели в России родину и признание. Обломов — русский, но и ведь Штольц тоже уже русский. В «сумрачном германском гении» (выражение Блока), важно не то, что он сумрачен, а то, что он нам все равно «внятен». Вот об этом, пожалуй, и выставка.