На самом Садовом кольце, напротив метро «Парк культуры», находится любопытный музей — «Музей Москвы».
Он открылся здесь лишь в 2007 году, и москвичи пока к нему не привыкли. Этот недочет надо исправлять: ведь основан он был еще в 1896-м и за это время накопил огромные и любопытные фонды. Платья Гурченко, Мордюковой и Зыкиной, огромные сверкающие черные «членовозы», мебель пилота-челюскинца Ляпидевского и скульптора Козловского, реконструкция по черепу Ивана Грозного, настоящая сума-калита, старинные игрушки... Сюда хорошо ходить всей семьей, чтобы потом разбредаться по интересам: дети в один зал, а взрослые в другой.
Бездомный музей
Но, наверно, кто-то сглазил экспонаты, потому что весь следующий век музей только и делал, что переезжал. Обосновавшись сначала в Крестовских водонапорных башнях — забытом ныне памятнике архитектуры в районе проспекта Мира, после революции он был вынужден съехать: башни шли под снос. Новым домом стала Сухаревская башня, чья судьба оказалась аналогичной. После чего музей поселился в церкви Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади. И вот настал XXI век: здания теперь не сносят, а возвращают законным владельцам. РПЦ долго боролась за этот храм, музей усердно упирался — ему попросту некуда было съезжать. Только в 2006 году Лужков предоставил ему Провиантские склады.
В музее толп нет. «Москвичи просто еще не привыкли, что мы здесь, — рассказывают сотрудники, — тем более что на главном фасаде памятника архитектуры мы свою рекламу вешать не можем, а вход к нам за углом, с Остоженки».
Новое пристанище
Провиантские склады (их изначальное предназначение из названия очевидно) мыслились не для обычной человеческой жизни, а для целей «промышленных». Быть музеем в таких стенах не просто: все надо обживать. Сотрудники явно стараются вдохнуть сюда душу. Многометровые залы перегорожены, поставлена мебель, висят фотографии. Но прошлое все время норовит выскочить из-за угла. На второй этаж ведет покрашенный кондовой масляной краской пандус, по которому плавно съезжали «Волги» и ЗИЛы, во дворе между кустами мирно стоит какое-то зенитное орудие... Чувствуется, что культурное учреждение здесь — новосёл. Поэтому никакой атмосферы затхлости, так часто свойственной краеведческим музеям, нет. Впрочем, наверное, в Музее Москвы ее не было бы в любом случае — уж слишком бескрайняя у него тема, слишком много самого разнообразного нужно ему показать.
Что посмотреть
Коллекция живописи и графики — отдельное лакомство для знатока. Формировалась она, видимо, из соображений сугубо практически-москвоведческих: вид такой-то улицы столицы, вид площади... Но годы идут, а фамилии бронзовеют. Скажем, или Леонид Пастернак. Частные галереи сейчас охотятся за их почеркушками — а тут полноценные холсты. Есть и более заслуженные классики: Айвазовский, Суриков, Поленов. Интересный пример превращения артефакта из предмета быта в культурную ценность: при строительстве гостиницы «Москва» на Манежной площади заказы на исполнение картин в номера получили лучшие мастера соцреализма. После ее сноса полотна, слава богу, попали в этот музей (недавно их можно было увидеть на выставке в ЦВЗ «Манеж»). Жаль, в экспозиции эти полтысячи полотен не увидишь, все спрятано в фонды.
Ретрошик
Причем часто — людей с конкретными фамилиями: значительная часть коллекции — это дары музею от советских знаменитостей. Несколько рабочих кабинетов восстановлены в витринах целиком. Любопытно, что у новых поколений происходит смещение взгляда: это больше не «о, вещи Самого!», а «ух ты, какие стильные делали тогда штучки». Это справедливо даже для таких личностей, как Людмила Гурченко: на выставке, которая идет до конца года, множество ее нарядов, интересных не только как личные вещи одной великой актрисы, но как реликвии целой эпохии.
Хотя билеты и так совсем дешевые (по 50 рублей), в третьи выходные месяца сюда можно попасть бесплатно. По четвергам музей работает до 21:00, причем часто вечером устраиваются концерты.
Музей Москвы в архитектурном комплексе «Провиантские магазины», Зубовский бульвар, д. 2 (вход с ул. Остоженка), тел. (499) 766 4196.