Каждое третье воскресенье месяца почти 60 музеев столицы открыты для бесплатного посещения. Такой приказ Сергей Капков, руководитель Департамента культуры г. Москва, издал зимой 2011 года. VashDosug.ru рассказывает о музеях из этого списка.
Фото: www.mmoma.ru
Московский музей современного искусства (ММСИ) — масштабная организация, основанная еще в 1999 году. Музею принадлежит несколько зданий в центре. Особняк на Петровке — главное из них.
Улица Петровка. Вид на колокольню Высоко-Петровского монастыря
Это старинная часть Москвы. Прямо напротив возвышается Высоко-Петровский монастырь. Эта обитель действущая, но доступ туда открыт. Монастырь возвращен Церкви только в 2009 году, и пока еще не приведен в порядок. Совместите визит в ММСИ с прогулкой среди обветшавших кирпичных церквей в стиле нарышкинского барокко. Возвышающийся здесь восьмилепестковый собор митрополита Петра — один из старейших в Москве. Он построен итальянцем Алевизом Новым, автором кремлевского Архангельского собора. Монастырь тесно связан с родом Нарышкиных, к которому принадлежала царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого. Здесь погребены 18 родственников царя по материнской линии.
Пока в монастырских палатах еще обитает Государственный Литературный музей, но он постепенно переезжает, и его основные выставки проходят в Доме Остроухова на Арбате. Также на Петровке, ближе к центру, располагается Музей истории ГУЛАГа.
Вид на Высоко-Петровский монастырь из окон ММСИ
Земля напротив монастыря, где сейчас стоит здание ММСИ, издавна принадлежала самым богатым боярским семьям. Как раз Нарышкиным. Из несохранившихся палат под улицей в монастырь даже шел подземный ход. Известно, что к 1742 году этот двор принадлежал царским родственникам уже по другой линии. Его пожаловале Александре Григорьевне Долгорукой, когда она выходила замуж за московского генерал-губернатора Василия Салтыкова, брата царицы Прасковьи (матери Анны Иоанновны). Салтыков жену бил смертным боем и морил голодом, жалоба дошла до императора Петра, который — неслыханное в то время дело — дал несчастной женщине развод.
Со временем земля все-таки попала к купцам. В середине XVIII века здесь стояла полотняная фабрика С.Н. Тетюшина, потом тут поселился уральский заводчик Твердышев и построил дом. Следующим собственником стал другой уральский промышленник, Михаил Павлович Губин. Он и стал заказчиком того особняка, который мы видим сегодня.
Усадьба была возведена в 1793 году по проекту одного из главных московских архитекторов Матвея Казакова. Он петестроил старое двухэтажное здание, надев на него классический особняк с колоннами, словно шапку на голову. По бокам от главного корпуса стояли небольшие флигели, но из них до наших дней сохранился только один.
Рисунок усадьбы из альбома М. Казакова
Чудо, что усадьба не погибла в пожаре 1812 года. Кстати, зарево от тогдашнего огня было видно даже в городе Клин. Но ремонтировать пришлось многое. Фрески, которые мы видим сегодня, созданы уже в 1820-30-х годах.
К в 1880 году здание оказалось слишком большим и дорогим в обслуживании для семьи. Его сдали в аренду, и оно стало гимназией. Здесь учились поэт Валерий Брюсов, а также братья Бахрушины.
После революции следы былой роскоши исчезали на глазах. В 1920 году особняк занял Институт физиотерапии и ортопедии. До самого конца ХХ века здесь жила больница. И когда Музей получил здание в собственность, потребовалась большая реставрация. В порядок привели не только осыпающийся фасад, но и интерьеры. Конечно, музею современного искусства не было нужды в воссоздании идентичной обстановки — ведь он не исторический. Однако реставраторы постарались. Внутри можно увидеть изящные коринфские колонны, потолочные фрески, элегантную парадную лестницу, керамические печи.
Сочетание старинных интерьеров с произведениями современного искусства создает странный контраст. Кураторы явно им пользуются, сочетая с ионическим ордером и эпатажные видео-перформансы, и вызывающее советское неофициальное искусство.
Отправляясь с визитом в ММСИ на Петровке, учитывайте, что постоянной экспозиции как таковой здесь нет. Здесь устраиваются тематические выставки из фондов музеев, которые сменяются примерно раз в год — слишком большое у музея собрание, в залы целиком не влезает, и поэтому его показывают частично. Идти стоит обычно на временные выставки музея. Если вы решили посетить музей в один из дней бесплатного посещения, уточните, какие выставки проходят сегодня — возможно, они совсем не придутся вам по вкусу.
Кроме того, даже в бесплатный день вход на эту выставку (особенно, если она очень популярна и приехала из заграничного музея) может оказаться платным.
Отдельная группа экспонатов ММСИ — работы , которые стоят во внутреннем дворе. Скульптор был первым директором музея (теперь его возглавляет внук ). Эти статуи контрастируют и с классическим особняком, и с произведениями современного искусства внутри его стен. Впрочем, возможно, уличная экспозиция со временем обновиться? Например, в этот раз мы не нашли статуи экс-мэра Лужкова в образе дворника с гигантской метлой.
Еще в музее есть кафе «Март» (c грузинской и итальянской кухней), еще на первом этаже располагается Лекторий, а также есть школа современного искусства «Свободные мастерские».