В ММСИ на Петровке открылась выставка театральных работ Веры Мухиной. Прославленный скульптор, оказывается, легко встает в ряд амазонок авангарда рядом с Экстер, Гончаровой и Поповой.
Жизнь у автора «Рабочего и колхозницы», как и у всех, кого застигла революция, вышла непростой. Она успела отучиться у известного парижского скульптора Бурделя, попутешествовать по Италии, впитав ренессансную эстетику. В советской России ей жилось лучше многих, но не отлично. Ее не минули ссылка мужа, аресты, болезни. В конце концов Мухина стала академиком и лауреатом сталинской премии, и, оставив множество отличных и энергетических скульптур, скончалась на пороге 65-летия. Ее скульптурное наследие любят и изучать, и выставлять, как совершенный пример соцреализма. А вот о театральных работах Мухиной вспомнили только сейчас.
Теперь о самих театральных рисунках. Мухинское любование ренессансом в 1916-17 годах сочетается с авангардной тягой превращать одну человеческую фигуру в несколько геометрических. «Клином красным бей белых» Эль Лисицкого появится несколько позже, пока же золотой парчовый клин плаща флорентийского персонажа вгрызается в черные линии его трико. Все вполне в стилистике супрематизма. И не случайно куратор выставки Георгий Коваленко до этого делал масштабную ретроспективу Александры Экстер. Желание поставить Мухину раннего периода на заслуженное место рядом с Экстер и другими художниками, (а не скульпторами) того времени закономерно, как и доказывает выставка.
А работы для спектакля 1944 года уже классичны и спокойны. Похожи на то, что делали до авангарда для театра всякие мирискусники. В эпоху сталинского ампира востребовано понятное. Наверное поэтому эта премьера на сцене и состоялась. Эскизы сопровождаются черно-белыми снимками артистов, и спектакль от этого оживает. Так что хотя жанр эскизов у таировских «Розы и креста» и вахтанговской «Электры» один, на самом деле, выставка получилась о смене мировоззрения у отдельно взятого советского художника. Выставленные тут же экстрареалистичные мраморная балерина Уланова, гипсовая балерина Семенова, и, разумеется, «Рабочий и колхозница» в миниатюре осознание этой эволюции подкрепляют.
Московский музей современного искусства на Петровке
до 2 декабря